1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №138 (141) за 22.07.98

"ТРИ" ПИШЕМ -- "ДВА" В УМЕ

Далеко не каждый ребенок может осилить школьную программу. Но инструкции требуют абсолютно от всех одинаковых знаний. По-своему борются с непосильными требованиями и дети, и педагоги. И тех, и других выручает списывание. Оно пустило глубокие корни и повсеместно процветает. "Учитывая потребности, мы решили как бы рассекретить шпору, предоставить ей право гласности", -- снимают покров недозволенности авторы "Захалявної книжки абітурієнта".

Зародилась эта "традиция" как форма протеста против пресловутого "стандарта" при определении требований и процентомании, которая то уходит в тень, то вновь выползает из просветительских постановлений. В этом году учителя лихорадочно подсчитывают "процент успеваемости", "процент качества знаний", да глядят, чтоб соответствовал он установленному свыше, а не то... По этому проценту оценивается профессионализм учителя.

"Двойку вы ставите себе", -- любит повторять учителю начальство. Но если угрызения совести за то, что не смогли научить, -- категория субъективная, то требования инструкций к автору двойки вполне конкретны: учитель должен составить индивидуальный план работы с отстающими, график дополнительных занятий и т. д. И все это -- бесплатно, за счет своего времени. Кроме того, неизбежен конфликт с начальством, потому что последние инструкции не позволяют школьнику иметь больше двух двоек в году, иначе его не переведут в следующий класс. На второгодников у государства денег нет, да и толку от многократного сидения в одном классе, как убеждает практика, никакого. А поскольку такие дети обычно отстают больше, чем по двум предметам, то учитель во избежание неприятностей находит выход: "три" ставим -- "два" в уме. Чтобы не ставить "двойку" на свою голову... Вот и получается: одни делают вид, что учатся, а другие -- что учат. И со школьной скамьи дети привыкают к мысли: важна не деятельность, а ее имитация. А в итоге -- "маємо те, що маємо".