1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №61 (316) за 02.04.99

"КОВБОЙ БИЛЛИ" В ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ ПРЕРИЯХ

Размах, претензии и количество производимого днепропетровским ТВ телепродукта могут поразить гостей города. Но стойкий запах провинциализма продолжает витать над здешним телевидением. Хоть оно, отдадим ему должное, с ним активно борется.

ЗИЯЮЩИЕ ВЫСОТЫ

По компьютерной графике большинство каналов способно тягаться с киевскими. Сложнее с "лицами" каналов -- пожалуй, только у "Восток-Центра" дикторы изысканно красивы. Правда, ТСД восполняет пробел женским коллективом отдела новостей. До сих пор среди журналистской братии ходит вполне правдивая байка об одном вице-мэре. В течение недели у него по очереди брали интервью девушки с ТСД. После чего степенный чиновник позвонил директору студии и в сердцах спросил: "Где ты их берешь?"


Монтаж новостей на канале ТСД
Теленовости тоже можно записать днепропетровцам "в актив". Несмотря на то, что масштаб местных событий от киевского далек, что зарплаты здешних телерепортеров несопоставимы с киевскими (50 центов за сюжет репортеру, 50 -- оператору), днепропетровские новости в основной своей массе выглядят вполне достойно. Пальма первенства тут, естественно, у "Новостей 11-го канала". В отличие от своих коллег, они вполне спокойно могут дать в 21.00 новости, произошедшие под вечер. Если нужно -- репортажи по мобилке и даже "прямые включения". Благодаря украинским информагентствам, Си-Эн-Эн и "Дойче велле", "Новости 11-го канала" напоминают стандартные информационные выпуски крупных всеукраинских каналов, с упором на днепропетровские события и поправкой на здешние политические реалии.

Аналитические программы в Днепропетровске тоже пытаются делать. Конечно,
"Післямову" или "Вісті тижня" это мало напоминает, но смотреть можно. В "большую политику" днепропетровские аналитики стараются не залезать. "Обозреватель" на 11-м канале сбивает выпуск из "бартерных" сюжетов со всей страны, а "7 дней" на "Восток-Центре" сосредоточены исключительно на политике украинского масштаба. И хотя в аналитических выводах ведущего угадывается "пропущенная через себя" киевская пресса последней недели, выглядит это свежо и остроумно.

ЭЛЕКТРИЧКИ НА ЗАВТРАК

В советские времена самое интересное в газетных статьях начиналось с фразы "но вместе с тем..." Если это правда, то "интересного" на днепропетровском ТВ много. Тот, кто хотя бы месяц посмотрит в Днепропетровске "ящик", сможет убедиться, что составлением телепрограмм на каналах занимаются близнецы. С какой-то стороны это даже удобно: посмотрел в течение одной недели "Индейца в Париже" раза три, "Леди-ястреб" раза четыре, как минимум два раза "Свинарку и пастуха", а если повезет -- пару почти синхронных показов "Вечного зова". Как ни старались местные каналы объединиться, как ни пытались согласовать свои вещательные сетки, дабы кормить зрителя более-менее разнообразным видео -- консенсус не получился. "А вы друзья, как ни садитесь..." Более того, в последнее время появилась довольно вредная привычка демонстрировать фильмы из своих видеоархивов: один и тот же фильм раз в две недели обеспечен.

Не могут довести до ума и утренний эфир. На любом канале города если утро -- то хмурое. Судя по всему, ведущие утренних программ еще ни разу не могли окончательно проснуться в кадре, а посему продолжают вещать штампованными фразами банальные истины и цитаты из рубрик "это интересно". Самое гениальное открытие утренних программ Днепропетровского ТВ -- чтение в эфире... изменения в расписании пригородных поездов. Каждое утро. Говорят, пользуется бешеным спросом. Лично я однажды зафиксировал абсолютный рекорд: клип Димы Маликова "Все пройдет" демонстрировался в одно и то же утро на четырех (!) местных каналах с интервалом минут в 15.

Сложно и с ток-шоу. Точнее, с тем, что носит это гордое имя. Сценарий ток-шоу по-днепропетровски стандартен: в студии сидят двое -- ведущий и гость. Оба что-то самозабвенно говорят полчаса в эфире, причем один думает, что делает популярную передачу, другой -- что рекламирует себя. Впрочем, говорит в основном гость. Ведущий, как правило, отделывается гениальной фразой "А что вы еще можете сказать по этому поводу?" Справедливости ради стоит сказать, что иногда такие вот "ток-шоу" дают вполне реальный эффект. Из программы "Контакт" (ТСД) зрители могут получить оперативную информацию о том, как платить за газ, когда отключат воду, и стоит ли переводить часы. А это для провинции немаловажно.

От крепкой дружбы с русским языком телевизионщики Днепропетровска не страдают. Они запросто могут брякнуть нечто типа "рост заболеваний раков", "подвинуть" вместо "подвигнуть", а фамилию Президента большинство стойко произносит на днепропетровский манер -- с ударением на последнем слоге. Бывают ляпы и посерьезнее -- "Новости 11-го канала" как-то переименовали второго по значимости человека в городе -- секретаря горсовета Дмитрия Ерохина -- в Виктора Ерохина. Причем не со зла и без объявления войны, а просто так.


Ведущий программы
"Звезда по имени..."
С развлекалочкой собственного производства тоже сложновато. Ведущему программы 11-го канала "Звезда по имени..." (интервью со всеми заезжими в город звездами эстрады и театра) каждый гость считает долгом сказать: ваши вопросы банальны, это, мол, у меня уже спрашивали, сколько можно об одном и том же, -- а он, молодец, даже не краснеет. Краснеют зрители. Из программы о высокой культуре на канале ТСД мы можем узнать, например, что фортепиано -- клавишный инструмент. А "ковбой Билли" на том же канале -- парень, играющий с вами в очко в прямом эфире, -- и вовсе неподражаем. Впрочем, ковбою звонят -- телефон разрывается, и от рекламодателей отбоя нет.

ЕСЛИ ГЛУБЖЕ КОПНУТЬ

Все эти недостатки и огрехи -- в общем-то семечки по сравнению с гипотетическим будущим здешнего телевидения, которое вряд ли может показаться думающему человеку светлым.

И дело тут не в политике. Ни одного телеканала, кроме 11-го, политические проблемы не коснулись и, наверное, не коснутся. Никто не хочет здесь ввязываться в серьезные политические игры -- перед выборами большинство предпочитали официально оплаченную политическую рекламу .

Как это ни парадоксально, проблема другом. Не требуй закон определенной квоты собственной продукции на телеканале -- может, днепропетровские телевизионщики и обошлись бы без авторских программ. Ведь, по признанию руководителей ТВ, сделать даже недорогую программу намного дороже, чем купить ее в Москве или в Киеве. Ретранслируя чужой продукт, днепропетровские каналы могут чувствовать себя спокойно -- были бы местные новости и телегазеты частных объявлений. В то же время большие деньги вряд ли будут вкладывать в местное телевидение не потому что оно некачественное, а потому, что там всегда будет свой рекламодатель, спонсирующий фильмы и новости, развлекалочку и аналитические программы. Здесь всего можно достичь "малой кровью", то есть сравнительно небольшими инвестициями. Потому и напоминает региональное ТВ фазана -- с виду благородный и почти что голубых кровей, а родичи -- все те же куры.

Запах провинциализма бродит по днепропетровскому телевидению. Пока он кажется достаточно стойким и неистребимым. Но может быть, это пока?