1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №165 (168) за 29.08.98

МЕРТВЫЕ ЖИВЫ, ПОКА О НИХ ПОМНЯТ

Пассажиры паромных кораблей "Хельсинки", "Стокгольм", круизных лайнеров разных стран и городов, и наши в том числе, не подозревали, что проплывают над затонувшей в годы войны советской подводной лодкой, на которой все эти годы бессменно "несли
вахту" 40 моряков-балтийцев. Каждый четвертый из них -- наш соотечественник: шахтер Донбасса, крестьянин Днепропетровщины, харьковчанин, одессит...

За 53 послевоенных года благодарные потомки постарались увековечить память всех павших в жестокой войне, громко названной народом Великой Отечественной. Всех: известных и неизвестных, захороненных на центральных улицах городов или под березкой в поле, а то и в братских могилах, на которых, по словам поэта, "не ставят крестов и вдовы на них не рыдают..." Рыдают, если еще живы. А дети и внуки приносят цветы, просто идут помолчать к святому месту...

Но есть такие братские могилы, место которых не укажут ни камень, ни крест. Одна из них -- Балтика, Аландское море, широта -- 59 градусов 50 секунд, долгота -- 19 градусов 32 секунды. Глубина -- 40 метров. Столько же моряков-балтийцев (вернее, их останки) уже 55 лет находятся на своих боевых постах. И уже не покинут их никогда. Если, конечно, не будут вторгаться в их подводный стальной склеп с досужими визитами любители острых ощущений...

Этим летом шведские аквалангисты в стокгольмских шхерах нашли погибшую в годы Великой Отечественной войны советскую подводную лодку С-7 -- одну из участниц морской трагедии "черного" октября 1942 года. Тогда за 23 осенних дня погибло шесть подводных лодок -- 5 "щук" и С-7. В течение месяца Балтийский флот потерял подлодок больше, чем их было на вооружении во всех ВМС Финляндии. Дело было так. Немцы перекрыли выход из Финского залива двумя мощными противолодочными рубежами в виде стальных сетей, сопряженных с минными полями большой плотности, и на прорыв этих заграждений направлялись наши лодки одна за другой. "Конвейером смерти" назвали эту операцию впоследствии... С-7 удалось преодолеть на своем пути все опасные ловушки, и вырваться в Балтийское море. Но... подлодка вынуждена была всплыть для зарядки аккумуляторных батарей. Во время зарядки субмарина глуха, как токующий тетерев, а ночь была такой, что кто-то из наших земляков наверняка запел: "Нiч така мiсячна, зоряна, ясная. Видно, хоч голки збирай..." Беда не заставила себя ждать. Торпеда финской подлодки "Весихииси" ("Морской черт") угодила в правый бок, и "семерка" ушла на дно с экипажем в полном составе...

Прошли годы. Война торпед закончилась, но продолжается поединок памяти с забвением прошлого. Не хочется, чтобы слова "никто не забыт, ничто не забыто" превратились в парадный лозунг. Из матросов С-7 каждый четвертый был украинцем. Может быть, правительство Украины посчитает нужным увековечить память наших соотечественников каким-то мемориальным знаком или почетным именем? Ведь стоит же на территории одного из соединений Балтийского флота монумент с барельефом командира С-7 -- Героя Советского Союза, капитана I ранга С.Лисина. Помнят своего земляка-героя и в Якутии -- именем комиссара С-7 В.Гусева названа улица в его родном поселке и буксир в речном порту города Ленска. В Хельсинки как памятник стоит даже финская подлодка "Веикко" -- одна из тех, что охотились за С-7.

Так неужели наши украинские парни не заслужили того, чтобы их память была увековечена в названиях кораблей и улиц? Запомните хотя бы их имена.

1. Брянский Осип Григорьевич -- инженер-капитан-лейтенант, командир группы движения, прикомандирован с подводной лодки С-13 (знаменитой лодки непотопляемого Маринеско). Родился в 1910 году в Одессе.

2. Будеев Владимир Антонович -- краснофлотец, электрик. Родился в 1921 году в Чернигове.

3. Бурый Григорий Владиславович -- краснофлотец, торпедист. Родился в 1920 году в поселке Франко Криворожского района Днепропетровской области.

4. Гаран Алексей Григорьевич -- старший лейтенант, командир БЧ-1 (штурманская боевая часть), прикомандирован с подводной лодки С-4. Родился в 1918 году в поселке Хорлы Каланчакского района Николаевской области.

5. Димарь Андрей Ильич -- краснофлотец, трюмный. Родился в 1918 году в селе Тишково Новопсковского района Ворошиловградской области (ныне Луганской).

6. Лукаш Григорий Родионович -- краснофлотец, электрик. Родился в 1919 году в деревне Веселая Златопольского района Днепропетровской области.

7. Тищенко Александр Антонович -- краснофлотец, моторист. Родился в 1918 году на шахте имени Димитрова Сталинской области (Донецкой).

8. Шинкаренко Иван Тимофеевич -- старшина 2-й статьи, кок. Родился в 1918 году в Славянском районе Сталинской области.

9. Ямпольский Ефим Абрамович -- краснофлотец, радиотелеграфист. Родился в 1921 году в Харькове.

Они были молоды -- 21--24 года. Старшему, одесситу, было всего 32. Они любили простор и свободу, хотели -- это свойственно молодости -- свершить что-то великое, оставить на земле свой след. Им удалось: они защитили Родину. И навечно остались на вахте. Очередь за нами -- за нашей памятью, нашей совестью.