1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №161 (416) за 01.09.99

ЗАПРЯГАЙТЕ, ХЛОПЦЫ, КОНЕЙ!

Не спешите обвинять автора в незнании украинской песни, герой которой призывает товарищей распрягать коней. Разговор пойдет про других коней -- про тех, что притаились под капотом автомобиля, например, американского "Линкольна", чей 12-цилиндровый "движок" при объеме 4380 куб. см развивал мощность в 110 лошадиных сил. Про истоки автомобилестроения и про то, каких стальных коней предпочитали сильные мира сего, например, большой любитель автомобилей -- Никита Сергеевич Хрущев.

Советское руководство, провозгласив эру автомобилизации в родном отечестве, предпочитало все же иномарки. С 1925 по 1940 гг. в США было закуплено 25 тысяч легковых автомобилей высшего и среднего класса. Один из них -- "Линкольн-Зефир", способный разогнаться до 145 км/ч -- возил Хрущева. Несколько раз Хрущев сам садился за руль (он был выпускником промакадемии и имел права) и выжимал из "линка" все, на что тот был способен.

Во время одной из встреч со Сталиным в Москве Хрущев получил нагоняй за то, что сам водит машину: "Мы далжны бирэч сваи кадри". Отбывая на повышение в Москву, первый секретарь украинской компартии подарил свой автомобиль академику Патону, которому машина служила верой и правдой до середины 50-х.

Во время войны член Военного совета Юго-Западного фронта генерал Хрущев, просматривая донесения разведчиков, натолкнулся на сообщение о том, что под Винницей захвачен американский кабриолет. Уже на следующий день машина была доставлена пред светлые очи генерала. Это был "Кадиллак-61" 1939 года выпуска, принадлежавший послу США в Германии: V-образный 8-цилиндровый мотор объемом 5700 куб.см, 150 л.с., скорость 160 км/ч, на капоте -- крылатая богиня Ника.

На "Кэдди" Хрущев ездил до 1948 года. Но началась борьба с низкопоклонничеством перед Западом. И Хрущев пересел на "ЗИС-110", содранный с американского "Паккарда".

Уже став первым секретарем ЦК КПСС, Хрущев продолжал ездить на "ЗИСе". А когда бывший завод имени Сталина сменил название на ЗИЛ, с конвейера сошел новый "членовоз" "ЗИЛ-11", скопированный с авто "Паккард-Карибан" 1955 года выпуска.

Знавший толк в автомобилях Хрущев привозил из зарубежных поездок все новые и новые авто, полученные им в подарок -- "Мерседес-Бенц 300SL", "Роллс-Ройс-Сильвер Клоид" и другие. В отличие от своего преемника Брежнева, хранившего автопрезенты в личном гараже, Никита Сергеевич передавал иномарки в разные НИИ. Ему очень хотелось, чтобы и советские научились производить чудо-автомобили. Очередной "ЗИЛ" Хрущев велел сделать с "Каддилак-75 Флитвуд", привезенного им из США.

В 1961 году Хрущев посетил автозавод компании "Рено", которая подарило ему свою новинку -- спортивный кабриолет "Рено-3 Флорида". Как всегда, Никита Сергеевич лично опробовал приобретение. Увы, солидный животик еле вместился под рулевое колесо "Рено". Но более того Хрущева расстроила лавина фотографий, облетевших мир, на которых телохранители советского лидера едва ли не по частям извлекали своего босса из спортивного автомобиля.

Возможно, поэтому первой массовой советской машиной стал "Фиат".

С тех пор у Хрущева начисто пропал интерес к иномаркам. До самой кончины он не изменял "Григорию" (так окрестили копию "Кадиллака" -- "ЗИЛ-IIIГ").

Где же сейчас хрущевские кони? "Кадиллак-75 Флитвуд" -- в женевском автомузее, в рижском -- "Григорий", в Швеции -- "Кадиллак-61", в Москве у частного коллекционера -- "Рено-Флорида". А "Линкольн-Зефир" уже такой ветхий, что, пожалуй, никто не возьмется его восстанавливать.

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ

Вспомним, точнее помянем, некогда знаменитые автомобильные фирмы.

В первые десятилетия XX века в многочисленных автогонках и пробегах блистали, нередко занимая призовые места, автомобили фирм "Паккард", "Кайзер", "Локомобиль", "Студебеккер", "Бугатти", "Итала". "Испано-Сюиза", "Лорен-Дитрих", "Изота Фраскини" -- автомобили этих фирм отличались изяществом, утонченностью форм, продуманным дизайном. Сейчас о них знают разве что любители старины.

Канули в Лету "Грэхам", "Джордан", "Корд", "Пирс-Арроу", "Амилкар", "Армстронг", "Бристоль" и многие другие фирмы.

А все потому, что в автомобилестроении, как, впрочем, и в любой другой отрасли народного хозяйства, нельзя почивать на лаврах, стричь купоны с прежних успехов, уповая на традиционные решения проблем. Надо постоянно держать нос по ветру, искать и находить новое, не скупиться на расходы в поисках нетрадиционного, чутко улавливая требования рынка.

Именно этих качеств и не хватило руководству почивших в Бозе компаний. А жаль. Теперь нам остается только гадать, какими бы могли быть сейчас автомобили "Лорен-Дитрих", "Испано-Сюиза", "Изотта Фраскини", "Ганза-Ллойд", "Пирс-Арроу"...

САМЫЕ-САМЫЕ

А теперь немного истории.

Самая выносливая машина -- "Мерседес-Бенц-180" 1957 года выпуска. Прослужив 21 год хозяину -- Роберту О'Рейли из г.Олимпии (штат Вашингтон, США) -- автомобиль проделал путь в 2 млн 14,5 тыс.км, то есть почти 50 раз объехал Землю по экватору.

Больше всех машин одной марки было выпущено в Германии: с мая 1938 года по январь 1978 года с конвейера сошло 19.200.000 авто под названием "Фольксваген-Жук" конструкции Фердинанда Порше.

Самой большой автомобильной пробкой признан затор, возникший 25 июля 1954 года в английском графстве Девон, на дороге между городами Торгвей и Яркомб. Машины выстроились в очередь длиной 35 миль.

Старейший из сохранившихся автомобилей построен Карлом Бенцем в 1885 году. Нынче он прописан в одном из мюнхенских музеев.

Самый дорогой номерной знак продан в 1959 году на аукционе в Великобритании, где сия реликвия была оценена в 2,5 тыс. фунтов стерлингов. Через четыре года знак сменил хозяина. Новый владелец выложил за него 14 тысяч.

КОЛЕСУ -- ЧЕТЫРЕ ТЫСЯЧИ ЛЕТ!

Доктор археологии Аббат во время раскопок близ египетского города Дассура обнаружил колесо, которому, как утверждает ученый, около четырех тысяч лет. Рядом была найдена мумия, захороненная в 2000 году до Рождества Христова.

Найденное колесо весьма похоже на своих современных собратьев: деревянная втулка на прочной деревянной оси длиной 18 и ширину 6 дюймов, шесть деревянных спиц, входящих с одной стороны во втулку, с другой -- в шесть сегментов обода. Устройство диаметром 40 дюймов снабжено вторым деревянным ободом, надежно прикрепленным к основному и соединенным с осью.

Как видим, древнее колесо, которое, очевидно, использовали в колеснице, обладает всеми признаками и преимуществами современного колеса со съемным ободом.

ЭТО НЕ СКАЗКА, А САМОБЕГЛАЯ КОЛЯСКА

В 1737 году крестьянина Казанской губернии Леонтия Шамшуренкова заковали в колодки за то, что он участвовал в разорении винокуренного завода.

В прошении на высочайшее имя Леонтий пообещал построить "самобеглую коляску". Поскольку еще до этого Шамшуренков отличился, построив подъемник для поднятия Царь-колокола, 11 апреля 1752 года позволение на работу было получено: "Отвести квартиру, предоставить удобное для работы место, дать инструменты и материалы".

Просителя препроводили в столицу -- и работа закипела. Уже в ноябре "самобеглая коляска", приводившаяся в действие мускульной силой двух человек, прошла испытания. Из донесения на высочайшее имя следовало, что разных материалов и казенных денег было истрачено 90 рублей и 5 копеек. Изобретателя наградили 50 рублями.

В 1753 году Шамшуренков пишет в Санкт-Петербург, что может построить сани, "которые будут ходить без лошадей зимой, а при нужде и летом", а также сделать "часы, которые будут показывать, сколько верст прошла коляска". Сани Леонтий брался построить, уложившись в 50, часы -- в 80 рублей.

Увы, на этом архивные сведения обрываются.

НА ПЕНСИЮ -- В 38 ЛЕТ

Рановато? Для человека -- безусловно. Но 38 лет для автомобиля -- возраст очень и очень почтенный. Речь идет о машине "Роллс-Ройс", собранной специально для Берлинского автосалона 1939 года.

Когда салон закончил работу, автомобиль купил рейхсграф -- доктор Михаэль Карл Алтхон, владелец замка Миттенвальд в Силезии.

В 1945 году Силезия попала в зону советской оккупации -- и "Роллс-Ройс, естественно, был реквизирован. Он достался Молотову, министру иностранных дел страны Советов.

В 1953 году Молотов продал "Роллс" Патриарху всея Руси. Следующий этап истории машины -- Ленинград, где автомобилем владел главный архитектор города Титов. Через год авто уже был на рынке, где его приметил эстонский крестьянин, мечтавший купить нечто" большое и красивое". Не сыскав ничего больше и красивее "Роллса", эстонец, не торгуясь, купил машину за 40 тысяч рублей. Для сравнения: "Москвич-407" в то время стоил 9 тысяч, "Победа" -- 18 тысяч рублей, а средний заработок трудящихся составлял 600-800 рублей в месяц.

22 года "Роллс-Ройс" верой и правдой служил эстонскому колхознику, который возил на нем в Пярну и Таллинн капусту, лук, картошку. До тех пор, пока на след уникальной машины не напал действовавший в Риге Клуб антикварных автомобилей. Эстонец ни в какую не хотел продавать своего стального коня, он был согласен только на обмен. И когда ему предложили большой и красивый "Шевроле" 1954 года выпуска -- он не устоял.

В ноябре 1976 года пенсионер "Роллс" своим ходом добрался до Риги, где и осел в музее Рижского автоклуба. Пенсионер-то пенсионер, но содержится он в таком состоянии, что в любой момент -- заводи и езжай!