1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №229 (232) за 28.11.98

ГИДОН КРЕМЕР: "Я ХОТЕЛ СЫГРАТЬ ЭТУ ПАРТИЮ БЕЛЫМИ"

Не блистающий красотой, как и подобает великому скрипачу (вспомним Паганини), Гидон Кремер преображается, лишь только начинает играть. Он впервые прикоснулся к скрипке в возрасте четырех с половиной лет. Сейчас победитель многих конкурсов дает около двухсот концертов в год в самых престижных залах мира.

Каждое его выступление в Киеве имеет свою историю. Вспомним хотя бы "прощальный концерт" 29 декабря 1977 года в Большом зале Киевской консерватории. Играли Гидон Кремер, его бывшая жена, замечательная скрипачка Татьяна Гринденко и камерный оркестр Романа Кофмана. Слезы были на глазах у многих в переполненном зале.... Рассказывает дирижер Роман Кофман.

-- Мы познакомились с Гидоном в 1974 году в Киеве. Он хотел, чтобы я со своим тогда сборным оркестром аккомпанировал ему в концерте в Колонном зале. Администрации филармонии эта идея не понравилась... Но Кремер отказался играть с кем-либо другим. Концерт состоялся и стал началом нашей дружбы.

-- Вернемся все-таки к памятному вечеру 29 февраля 1977 года.

-- Он отличался особой сентиментальностью, ведь стало известно, что не только Кремер, но и выдающийся эстонский композитор Арво Пярт, изгнанный из Союза композиторов и работавший дворником в Таллинне, собирается уезжать из страны.

Что касается ситуации, предшествовавшей отъезду Кремера на Запад... Я знаю ее во всех подробностях, потому что Гидон советовался со мной по поводу письма, которое он написал тогдашнему министру культуры СССР и кандидату в члены политбюро Демичеву. Он просил разрешения два года поработать на Западе. А в то время артисты могли концертировать за рубежом не более девяноста дней в году. Итак, Кремер осмелился заявить, что такое положение советских артистов отстраняет их от мирового музыкального процесса. Сам же он хочет оставаться гражданином СССР, а 90% гонорара от выступлений, организованных Госконцертом, будет отчислять государству. Это письмо было написано накануне гастролей Кремера с оркестром Федосеева в Германии, и когда "дошло", дерзкий музыкант был уже за границей. Но высокие правительственные круги не удостоили его ответом. В конце гастролей Кремер отправил еще одно послание, в котором говорилось, что отсутствие ответа может привести к решению, которое артисту не хотелось бы принимать... Реакция была мгновенной. Посол СССР в Германии пригласил музыканта к себе на блины с икрой и попросил прояснить ситуацию.

А потом пришла телеграмма из Министерства культуры: "Мы готовы рассмотреть вашу просьбу. Приезжайте в Москву для выяснения подробностей". Другой бы испугался, но великий артист велик во всем. Он сказал мне тогда, что принял самое важное решение в своей жизни -- вернуться. Мстислав Ростропович уговаривал его не донкихотствовать... И когда я спросил: "Как же ты решился?", Гидон ответил: "Я хотел играть эту партию белыми, а не черными. Я сделал первый шаг свободного человека".

С ним выясняли экономические нюансы его пребывания за рубежом, обещали ответить через несколько дней. Но Кремер не мог ждать, так как у него был назначен концерт в Лондоне. Не знаю, как его выпустили... Потом, уже через несколько лет, Гидон Кремер специально приехал в Москву, чтобы сохранить советское гражданство, купив для этого туристическую путевку "Ленинград -- Москва". Звонит он мне в Киев: "Здравствуй, это Гидон". -- "Ты откуда?" -- "Из аэропорта Пулково в Ленинграде. Меня только что раздели до носков". (Искали что-либо запрещенное для ввоза в СССР.)

До сих пор у него российский паспорт. Его не смогли удержать, но как бы вычеркнули из жизни. Не выпускали пластинки, не передавали его записи по радио. В книге о Давиде Ойстрахе среди имен его известных учеников имя Кремера отсутствовало...

Но по-настоящему советским гражданином Гидон Кремер почувствовал себя, когда на заре перестройки, дав концерт в Москве, получил 169 рублей по тарифной ставке Московской филармонии.

-- А правда, что на Западе Кремер не соглашается играть меньше чем за десять тысяч долларов?

-- Артисты такого класса играют или за свой настоящий гонорар, или бесплатно, как это было в Киеве.

-- Расскажите, пожалуйста, о возвращении Кремера в Киев.

-- Гидон сначала приехал в Киев просто так, купив путевку "Киев -- Москва -- Рига". Москва -- потому что там была его маленькая дочка. Рига -- потому что хотел навестить своего старого учителя по скрипке. И, наконец, Киев. Это был 1986 год, сразу после чернобыльского взрыва. Он приехал 9 мая, а 10-го в филармонии играл прекрасный скрипач Олег Каган. Мы пошли на его концерт вместе, и Гидон был в прекрасном настроении.

-- Чья инициатива была дать концерт в Большом зале Киевской консерватории в 1994-м?

-- Кремера. Он позвонил мне и сказал, что ему предложили записать на компакт-диск написанную по его просьбе симфонию Валентина Сильвестрова "Посвящение" и что он хотел бы сыграть ее со мной в Киеве. Это очень памятный концерт для меня. За четыре дня до нашего выступления стали срывать афиши с забора, который ограждал ремонтировавшееся тогда здание филармонии. Один раз сорвали, второй, потом директор филармонии обратился в УВД Киева и попросил выставить охрану. Единственное, чего мы тогда хотели, -- чтобы об этом не узнал Гидон. Он мог просто повернуться и уехать. Но на этом дело не кончилось. В ночь накануне концерта на афишах появилась чернильная надпись: "Концерт отменяется". И начались звонки тех, кто купил билеты, в дирекцию филармонии. Я боялся, что на концерте может произойти какая-нибудь провокация, но все обошлось...

Гидону Кремеру пятьдесят лет. Он полон грандиозных планов. У него красавица жена Александра и любимая дочь, у него скрипка работы великого Гварнери и дар делать счастливыми меломанов. Его ждет основанный им в австрийском городе Локенхаузе фестиваль, его ждут поклонники во всем мире и, конечно же, в Киеве, городе, с которым у него связано много воспоминаний.