1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №246 (249) за 23.12.98

КОНСТИТУЦИЮ ПРИЖАЛИ К СТЕНКЕ

Долго ли протянет наша Конституция в девственном виде, то есть без законодательных поправок, которые так и норовят внести в нее активные украинские политики? Вчера в Конституционный Суд, который отечески покровительствует нашей несовершеннолетней Конституции, пришли многоопытные политики, которые от имени Верховной Рады пытались вырвать право трактовать ее по-всякому. Формально вопрос касался слушания дела по поводу изменений в 98-й статье Основного Закона относительно полномочий Счетной палаты. Но это был лишь повод...

Хотя возможность изменения статей Конституции оговорена в ней самой, как эти поправки вносить, никому не ведомо. Толкование Конституционного Суда по этому поводу было столь высокой вершиной юридического искусства, что из него почти никто ничего не понял. Казалось бы, Конституция спасена от многочисленных поправок, порожденных сиюминутными политическими выгодами. Однако искушенные депутаты парламента прошлого созыва попытались создать законодательные прецеденты, подтолкнув КС к разработке более четкого "поправочного" механизма. Дело в том, что ВР третью голосов одобрил постановление о законопроекте, предполагающем внесение поправок к 98-й статье Конституции. Ныне парламент желает добиться от КС вердикта: соответствует Основному Закону такое постановление или нет?

Как признал секретарь Комитета ВР по вопросам правовой реформы Александр Лавринович, отстаивающий позиции парламента в Конституционном Суде, в Регламенте ВР процедура предварительного одобрения проекта изменений к Конституции не оговорена. Однако этот документ по многим статьям устарел, поскольку принимался задолго до утверждения Основного Закона. Верховная Рада просит в связи с этим разъяснить, как ей поступать: предварительно одобрять текст поправок, обращаясь вслед за этим в КС с просьбой провести экспертизу на соответствие Конституции, или сначала дожидаться вывода КС? Если Конституционный Суд согласится с первым вариантом, -- будет открыт широкий путь для поправок к Конституции, а эта дорога "к храму" не ведет. Если действия парламента будут признаны незаконными, то КС вынужден будет более четко разъяснить "поправочный" механизм.