1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №150 (153) за 07.08.98

ДИЗАЙН -- УПАКОВКА. НЕ МЕНЕЕ ВАЖНАЯ, ЧЕМ ПРОДУКТ

Еще каких-то десять лет назад, в эпоху колбасы по два двадцать, мы как-то не замечали, в какую безнадежно серую бумагу обертывают объект вожделения ловкие руки продавца. И только через годы смогли осознать, что купленный в ближайшем гастрономе банальный пищевой продукт может не только насыщать желудок, но и радовать глаз. Быть ярким, праздничным и эстетичным. Настолько, что никому и в голову не придет грубо расчленять его на грязной газетке. Напротив -- нарезать тонкими розовыми лепестками и затейливо выкладывать на красивой тарелке. Мы ощутили причастность к цивилизации. И с радостью пополнили свой лексикон причудливым иноземным словом -- "дизайн".

"Свой" канал мы опознаем не только по знакомым лицам. Как в древние времена члены тайных обществ узнавали друг друга по секретным знакам, так и сегодня каждый телеканал стремится закрепить целую систему собственных визуальных символов в сознании "своего" зрителя. Магический глаз на весь экран -- "Я смотрю 1+1", задвигались сложные деревянные конструкции, безжалостно загоняя шарик в лунку, -- пришло время Интера, забегали смешные иероглифы-человечки, выкатился из вазы аппетитный абрикос -- в эфире СТБ.

Впрочем, последний, возможно, скоро изменит свой облик. На канале сменился главный дизайнер. Сегодня здесь новый арт-директор -- Дмитрий Клищик.

-- Означает ли твое назначение, что станет другим привычный образ канала?

-- Хочется думать, что да. Сейчас на СТБ отличные заставки, но цельный образ канала не сформирован, размыт. Он должен стать четче, идентифицироваться только с СТБ.

Главной проблемой украинского дизайна вообще и телевизионного в частности Дмитрий считает недостаток профессионализма. И, конечно же, немаловажное значение имеют традиции, история.

-- Если Америка 200 лет живет в условиях рыночной экономики, то там и товары столько же лет нужно было оформлять, чтобы стимулировать продажу, -- от вывесок на булочных до открыток и книг. Соответственно формировалась и общая графическая культура в стране. У нас были хорошие графические традиции до 17-го года.

-- Значит ли это, что нескоро можно будет говорить о конкурентоспособности украинского дизайна?

-- Я не думаю, что мы отстаем по глубине идей. А по техническому уровню -- да, отстаем. Для нас, например, только мечта -- снимать на кинопленку. Для них -- реальность.

Есть большая разница в американском и европейском (в частности, украинском) подходах. У последних, как правило, глубже и тоньше идеи, и они стараются реализовать их меньшими техническими средствами.

У дизайнеров СТБ -- самая богатая в Украине коллекция престижных наград международной организации BDA: четыре хрустальные пирамиды. Значит, дело не только в технических возможностях.

-- Не бывает дизайна без идеи. Ведь какие работы победили? Те заставки СТБ, в основе которых идеи, понятные всем. Эти картинки заставляют улыбнуться, вызывают хорошее настроение.

Несомненно, мой предшественник Валера Бабич установил для дизайнеров нашего канала высокую профессиональную планку, и ребята ее взяли.

-- Можно ли сказать, что украинский теледизайн имеет ярко выраженный стиль?

-- Наверное, нет. Может, потому, что современное искусство вообще тяготеет к космополитизму. Так и теледизайн. Единственное, чем мы отличаемся -- к сожалению, не в лучшую сторону, -- так это нежеланием, боязнью общаться с себе подобными. Мы сидим по студиям и боимся проговориться о своих технических секретах. Это превратное понимание конкуренции. Если нет творчества, глубоких идей -- никакая техника не спасет.

Так же, кстати, как никакая самая красивая заставка не изменит безнадежно скучную программу.