1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №50 (305) за 18.03.99

НЕ ДАЙ БОГ, ЧТОБЫ ВСЕ УЧИТЕЛЯ ОКАЗАЛИСЬ ХОРОШИМИ ЛЮДЬМИ

Все знают: хороший учитель в школе -- не просто источник информации, но и человек, дающий нечто большее -- азы жизненного опыта, понимание мира; пробуждающий интерес к жизни и, может быть, самое главное -- веру в себя. Каким будет учитель ХХI века, сможет ли он найти общий язык с детьми? Международный детский центр "Артек" выступил с инициативой создания Ассамблеи школьных учителей и учеников, и в рамках этого проекта уже третий год проводит Международный конкурс-семинар школьных учителей.

Более 100 педагогов из Украины, России, Белоруссии, Казахстана, Латвии, Молдавии уже приняли участие в этом состязании. Здесь проводятся яркие нестандартные уроки, а с лекциями для педагогов выступают ученые мирового уровня.

РИТМ В КЛАССЕ НАМНОГО СЛОЖНЕЕ РАБОТЫ ДИРИЖЕРА В ОРКЕСТРЕ

Александр Ешкирев, финансовый директор МДЦ "Артек": Наш лагерь стал не только оздоровительно-развлекательным, но и образовательным заведением. Рассмотрев "Артек" как площадку, где зимой собираются 1700 детей из разных регионов и школ, мы решили сравнить, как учат в разных странах. На Западе успешно происходит конвертация образования, а мы, после распада Союза, столкнулись с проблемой нестыковки образовательных программ. Давно разрабатываем идею непрерывного обучения -- при "Артеке" есть детсад, школа, которой больше 50 лет, а число учащихся постоянно меняется от 300 до 4500 человек; пятый год работает гуманитарный институт. "Артек" постепенно становится базой школьных олимпиад -- в биологической, к примеру, участвовали дети из 40 стран. Не за горами -- проведение первого фестиваля образования.

Юрий Кравченко, руководитель отдела сравнительного образования: В какой стране, по какой программе ни преподавал бы учитель, важен феномен проявления высокого профессионализма. В Международном конкурсе школьных учителей в "Артеке" может принять участие каждый педагог вместе со своим классом. В финале компетентное международное жюри оценивает видеозаписи уроков, творческие работы и определяет победителей, которым присуждается приз "Золотой глобус" и не менее шести денежных премий (до 5000 долларов США).

Владимир Маранцман, член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, член жюри конкурса: Критериев оценки конкурсантов очень много. Но главное -- урок должен нести новую для ученика информацию, а учитель -- не "разжевывать" то, что детям и так хорошо известно, а создать ситуацию, чтобы ребятам действительно хотелось узнать новое. Трудность учительской работы в том, чтобы создать общий ритм в классе -- это безумно сложно, труднее, чем работа режиссера в оркестре -- музыканты, по крайней мере, знают свои партии, а дети все -- разные и непредсказуемые.

"НЕ МОЖЕШЬ ВЫУЧИТЬ БУКВУ "Б" -- ТВОЕ МЕСТО У ПАРАШИ"


День рождения Михаила Балашова
совпал с началом очередного
тура конкурса
Финалисты третьего Международного конкурса учителей будут известны 22 мая. Мне же удалось побеседовать с первым победителем этого состязания, учителем математики из Санкт-Петербурга Михаилом Балашовым -- заслуженным учителем России, лауреатом Соросовской премии, нынешним членом жюри конкурса. Михаил Изакимович из тех учителей, в которых дети влюбляются сразу. Впрочем, не только дети -- этот веселый и оптимистичный человек уникально располагает к себе и уверен, что со всеми всегда можно найти общий язык.

-- Михаил Изакимович, как вы оцениваете сегодняшнее состояние образования?

-- Самый простой ответ: все стало хуже и денег не платят. Но школы существуют, большей частью -- на те средства, которые правдами и неправдами получают от родителей. Я не компетентен определять, насколько это законно. В питерских школах в последнее время было до 200 разных предметов -- от фехтования до... курса влияния коммуникативных полугрупп на развитие павианов в зоопарке. Но это нивелируется отсутствием материальной базы, без нее образованию "кранты". Что толку говорить о семи альтернативных учебниках по алгебре, если есть только один в библиотеке, а купить остальные дети не могут. Вот и закончилась свобода. Но есть то, чем можно гордиться: учитель стал меньше врать. Сегодня я могу не доставать из стола задачу с цифровыми данными из материалов очередного съезда партии. Это настоящая свобода.

-- Изменилось образование -- значит, изменились ученики?

-- Человек, долго занимающийся одним и тем же делом, утверждает, что раньше трава была зеленее, лапти лучше носились. Верить ему нельзя -- просто молодым быть лучше, чем старым. Учитель, если он достаточно сильная личность, все равно создает вокруг себя поле, в котором ученики в большей степени зависят от него, нежели от общества. У детей резко выросло чувство собственного достоинства. Обыватель воспринимает это как наглость, самоуверенность. Но сегодня у большинства учеников есть та внутренняя позиция, которая не позволяет обращаться с ними как с быдлом.

Для сегодняшних детей и их родителей учитель -- источник информации и... типичный представитель обслуживающего персонала, как бы это ни было неприятно. Обидно, непривычно, но закономерно.

-- Если учитель выполняет заказ на образование, может ли родитель заказывать воспитание?

-- Родителей мало интересует, как именно учитель обращается с детьми, его работу оценивают по наличию суммы знаний. У меня есть коллега, учитель истории, у которой дети получают вполне приличные знания. Но... она ставит в столбик единицы и говорит:
"Исправлю тем, кто принесет олимпиадные работы". Она из тех учителей, которые знакомятся с детьми еще в начальной школе и, не дав передыху, ломают их как личности. Когда мне рассказали дети, я не поверил, пошел на урок и был просто ошарашен: посадка за партами -- руки за спину (мол, осаночка лучше и парты не гадишь). Я спрашивал ее учеников, с какими другими профессиями они ассоциируют педагога. Дети сравнили учителя с зубным врачом. Мы все понимаем, что зубной врач делает больно.

Когда ко мне приходит ученик с оценкой "5", а в процессе проверки знаний выясняется, что это оценка от "2" до "3", я убежден, что родители должны требовать через суд деньги на репетитора. Учитель их обманул. Это очень удобно -- можно поставить всем пятерки и создать себе хорошие отношения с детьми. У нас не было и никогда не будет объективной шкалы оценок. Мы оцениваем не знания, а незнание.

-- Многие учителя жалуются, что сегодняшние дети далеки от школы, им ничего не интересно.

-- Нет более простого способа сделать так, чтобы дети не читали "Трех мушкетеров" Дюма, чем ввести их в программу по литературе. Дети не хотят делать то, что говорят взрослые. Есть разные способы борьбы с нормальной подростковой привычкой не учиться. Американцы, к примеру, стараются соблюдать социальный мир: "Научился писать букву "А" -- умничка, букву "Б" -- еще больший умничка! Все умнички. Главное -- не ходим на демонстрации, по возможности не колемся, сохраняем приятную атмосферу в школе". А у нас: "Ах, ты не можешь выучить букву "Б" -- все, твое место у параши. Раз и навсегда будь любезен там находиться". Это крайности, от которых нужно отказываться. Все зависит от учителя. У меня не возникает проблемы управления детьми, потому что я их не воспринимаю как объект, которым нужно управлять.

Дети всегда любят задавать вопросы. После изучения теоремы косинусов вопрос коротко звучит так: "А на фига?" Объясняю, что в своей профессиональной деятельности даже инженеры не используют теорему косинусов. Но всем известно, что физкультурой заниматься полезно -- становишься сильным, здоровым. Возьмем, к примеру, прыжки через козла. Спрашиваю: "Кто-нибудь из ваших родителей когда-нибудь, в страшном сне, проделывал этот прием: опереться руками, раздвинуть ноги, перенести тяжесть тела. Если вам нужно преодолеть стенку, вы подставляете лестницу, а не перепрыгиваете через нее". И дети понимают, что выполняя это упражнение, они развивают совсем другие навыки, равновесие, координация движений и т.д. Полная аналогия с другими предметами.

...Приходит ко мне ребенок и жалуется: "Меня учительница обидела." В очередной раз объясняю: "Вы такие большие, а все еще верите в то, что учителя чуть ли не святые. Не дай Бог, чтобы все учителя оказались хорошими -- это означает, что хороших людей не хватит ни на врачей, ни на токарей. На самом деле учителя -- разные".