1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №146 (149) за 01.08.98

АЛЬТЕРНАТИВА ХАОСУ

О проблемах нефтегазового комплекса Украины пишется и говорится много -- наверное, больше, чем заслуживает эта отрасль в сравнении с прочими сегментами национальной экономики. Но это можно понять, принимая во внимание прибыльность, пока сносное техническое состояние и инвестиционную привлекательность предприятий отрасли.

Потому появление Указа Президента Украины № 151 от 25 февраля 1998 г. "О реформировании нефтегазового комплекса" и Постановления Кабинета министров № 747 от 25 мая 1998 г. "О создании Национальной акционерной компании "Нефтегаз Украины" вызвали в обществе соответствующую заинтересованность. Она колеблется от типичных "статей на заказ" до вдумчивого, основательного анализа проблем нефтегазового комплекса и перспектив его дальнейшего развития.

"ЭФФЕКТИВНО РАБОТАЮЩИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ"?!

В нашем обществе распространено мнение, что нефтегазовый комплекс остается едва ли не наиболее стабильным и прибыльным -- эдаким оазисом жизни среди всеобщего экономического запустения. Возможно, на фоне остановки многих производств, вынужденных отпусков, сворачивания ведомственных социальных программ стабильность его функционирования и вызывает у большинства наших сограждан естественную зависть, но, как ни обидно, это лишь видимая часть "айсберга".

Еще в начале 1995-го правительство одобрило Национальную программу "Нефть и газ Украины до 2010 года", где впервые было основательно проанализировано состояние отечественного нефтегазового комплекса и перспективы его дальнейшего реформирования и развития. Было отмечено немало отрицательных тенденций, особенно с состоянием основных фондов, поисковыми геологоразведочными работами и прочие. Однако и до нынешнего времени, несмотря на ряд административных мер, эти отрицательные тенденции продолжали сохраняться.

Цифры говорят сами за себя. Из-за сокращения открытия новых месторождений объемы текущих запасов природного газа и нефти не соответствуют потребностям нефтегазового комплекса и, как следствие, постоянно снижаются потенциальные возможности их добычи. Если в 1998-м ожидается снижение добычи газа на 0,57 млрд. куб.м, то уже в 1999-м -- более чем на 1,3 млрд., а в 2000-м -- почти на 3 млрд. куб.м (приблизительно столько газа потребляет вся Молдавия!). Подавляющее большинство месторождений находится в завершающей стадии эксплуатации, из них добыто, по разным оценкам, почти 80% запасов. Отметим также, что 70% парка буровых установок отработали свой амортизационный ресурс и требуют замены. Введение новых скважин в эксплуатацию колеблется на уровне 60--70% от необходимого. Продолжает расти себестоимость газа (за 1995--1996 гг. -- на 20%) и нефти собственной добычи. Акционерные общества, имеющие в своем уставном фонде государственную долю, практически не отчисляют полагающуюся государству прибыль, а направляют ее на собственные нужды (ситуация вокруг АО "Укрнефть").

Практически полная потеря государством координирующих и контролирующих функций в системе нефтегазового комплекса приводит к "проеданию" прежних накоплений и ресурсов, сворачиванию перспективных геологоразведочных програм, научного поиска, создания новых добывающих и перерабатывающих технологий. Все это происходит на фоне всеобщего хаоса и беспорядка, а главное -- отсутствия четкой системы денежных поступлений за добытые, переработанные и поставленные потребителям нефть и газ собственной добычи. Подобное не может продолжаться вечно.

Однако одно из наиболее пагубных последствий устранения государства от координинации и контроля в системе нефтегазового комплекса Украины -- это существенное уменьшение поступлений в госбюджет, а в результате -- невыплата пенсий, зарплат, социальной помощи.

Потому представляется странным, что некоторые "аналитики и эксперты", при нынешних-то сложных условиях, в которых пока что продолжает функционировать отечественный нефтегазовый комплекс, пытаются путем дешевого популизма и демагогии отстоять свою собственную позицию, дабы "не разрушать целостный имущественный комплекс эффективно работающих предприятий". Именно так можно охарактеризовать так называемые протесты трудовых коллективов и профсоюзных съездов и статьи на заказ, за которыми стоит четко очерченный круг людей и структур со своими, по преимуществу личными, интересами.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Постановление Кабинета министров Украины "О создании Национальной акционерной компании "Нефтегаз Украины" было принято во исполнение Указа Президента Украины "О реформировании нефтегазового комплекса Украины". Этим постановлением был утвержден перечень предприятий, на базе которых создается указанная компания (ГПП "Черноморнефтегаз", Предприятие приднепровских магистральных нефтепроводов, Предприятие магистральных нефтепроводов "Дружба", фирма "Укртрансгаз"), и пакетов акций открытых акционерных обществ, которые остаются в госсобственности. Были также определены руководящие и контролирующие органы компании, утвержден перечень имущества, которое используется для осуществления ее уставных задач, но не подлежит приватизации, и целый ряд других вопросов, касающихся обеспечения деятельности НАК "Нефтегаз Украины".

ШАГ НАЗАД ИЛИ ВПЕРЕД?

Одной из задач, поставленных Указом Президента и постановлением правительства, было возобновление управляемости нефтегазовым комплексом, обеспечения его реформирования и развития, и в перспективе -- регулярности поступлений в госбюджет от этой важнейшей отрасли.

Возможно, на первый взгляд такой шаг, как создание мощного государственного предприятия -- НАК "Нефтегаз Украины" -- является отходом от пропагандируемой общей стратегии разгосударствления и приватизации, создания конкурентной самодостаточной среды на началах свободной экономики. Однако общее положение в стране, когда в полном смысле "прихватизация и растаскивание" предприятий нефтегазового комплекса уже осуществились и стали приметой времени, заставляет правительство по-новому взглянуть на эти процессы.