1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №68 (323) за 14.04.99

КАК "БАЛЕРУН" ИКОНОПИСЦЕМ СТАЛ

Сейчас редкий человек пройдет мимо храма. Зайдет хотя бы из интереса -- посмотреть убранство, витражи, иконы. Немногие задумываются, кто все это создал. Иконописцы представлялись мне людьми почти такими же недосягаемыми, как боги, которых они изображают. Юрий Тесля начал расписывать храмы в 33 года, в возрасте Христа.

Юра был тихим спокойным мальчиком, рос в обычной семье донецких рабочих. В 7 лет сестра отвела его в хореографическую студию. Вроде бы понравилось. Но однажды, когда парадный вход был закрыт, "балерунам" пришлось выходить через изостудию. И... мальчик, не державший раньше даже карандаш в руке, просто растворился в том, что увидел: этюдники, мольберты, разноцветные бесформенные пятна на доске, из которых рождался волшебный мир картин.

Учиться в Ленинград в знаменитую "Серовку" 15-летнего худышку с белым чубом мама отпустила только потому, что была уверена -- не поступит. Как рассказывал его старший друг Саша, трижды пытавшийся поступить, берут 15 человек, и всех -- ленинградцев. Талант "белобрысого хохленка" покорил строгих преподавателей.

Женился Юра в 19 лет, но семейная жизнь с сокурсницей Ольгой не удалась. Развод. Четыре суда совпали с госэкзаменами в Ленинградском институте культуры, который к этому времени оканчивал Юра по специальности "режиссер народного театра". Наконец долгожданное решение: сын Антошка будет с ним.

"ОТЕЦ-ГЕРОИН"


"Отец-героин" Юрий Тесля
Во втором браке Юру друзья в шутку и, по-тихому завидуя, называют "отец-героин". Потому что у него, кроме старшего 19-летнего Антона, есть 12-летняя Аннушка, 8-летний Ильюша и 2-летняя Машенька. Со всеми ими управляется жена Ирина -- некогда актриса театра кукол, а сейчас просто мама.

-- Мы познакомились в сказке, -- улыбаясь, говорит она. -- Юра приехал к нам в Донецкий театр кукол помощником режиссера. Высокий, стройный, волосы солнечного цвета, а брови, ресницы, усы и бородка -- черные. Красавец! Нас все подмывало спросить,
что он красит -- волосы или бороду.

О сказках Юры Тесли и их "семейном" театре писали даже канадские газеты. Его кукольный спектакль "Прыгающая принцесса" "допрыгал" аж до Бельгии, где все были поражены тем, что режиссер спектакля -- и художник, и мастер кукол.

-- Я такой зануда, -- признается Юра, -- мне трудно угодить. Точность люблю миллиметровую. Потому часто делал кукол сам, -- я представила себе его требовательность, когда рассматривала коллекцию "мебели" размером не больше спичечного коробка. Впрочем, большую мебель, как и остальное в доме, он тоже делает сам -- семейка немаленькая, на все денег не хватает.

-- Только накормить чего стоит, -- смеется отец, -- но на посещении детьми кружков и уроков музыки не экономим. Многие говорят: зачем столько детей, если есть нечего? И мама моя считала, что это лишнее. А мы хотели большую семью. Когда зарплата помощника режиссера кукольного театра, как и многих бюджетников, стала "смешной", мы с Ириной превратились в "бродячий" театр. На себя "взвалим" сундуки с декорациями, куклами собственного производства -- и по садикам, школам. Ленинградские друзья брали мои кое-какие акварели, эскизы на продажу. Тем и кормились.

И ПРЕДСТАТЬ ПЕРЕД ЛИКОМ БОГА

Готовился к росписи храм под Липецком. Группа художников была подобрана, но когда на одной из Юриных картин увидели глаза Божьей матери, сказали: "Вот кто будет лики писать".

-- Я с детства примагничен к храмам -- их таинственностью, отстраненностью от нашей жизни. Но предложение принял не сразу. Боялся. Получится ли? Имею ли я право? Хватит ли внутреннего огня передать силу и мощь святых? Решил попробовать.

Сейчас храм под Донецком -- третий, в котором Юра "пишет лики".

-- Ты, наверное, уже богатый человек? -- резонно задаю вопрос. -- Три храма расписать…

-- Судите сами, -- рассказывает Юрий, -- за квадратный метр стены или потолка, не важно, что на ней -- облако или лики святых, -- мне платят 15, как сейчас говорят, условных единиц. Когда хотел сэкономить время и пригласил плиточника уложить кафель в ванной, он запросил столько же. Говорит, цены такие.

Писать ходовой заказной товар Юра раньше себя заставлял, а теперь не может. Домашние его понимают. Только иконам он доверяет свою душу... Проглядываю его эскизы монастырских росписей. На меня смотрят святая Ольга, великомученик Алексий, святой Кирилл, и я ловлю себя на мысли, что с образами святых, выходящими из-под Юриной кисти, хочется говорить.

-- А ты сам верующий? -- спросила, зная, что Юра курит, а в пост угощал меня пельменями.

-- Верю, хотя моя семья не соблюдает посты, не ходит в церковь, -- ответил. -- Душой, нутром чую -- есть высшая сила, которая ведет в жизни и которая за все -- и за плохое, и за хорошее -- воздаст должное… Может быть, поэтому у меня в доме мир и лад.

И он сутками готов "висеть" под куполом храма, чтобы потом те, кто обратится к парящему в небе Христу, почувствовали его готовность принять человеческую боль и ниспослать благодать. Вспоминаю слова Юрия: "Икона никогда не перестанет вдохновлять, потому что момент настоящего осмыслен в ней с точки зрения вечного".