Выпуск газеты Сегодня №207 (210) за 28.10.98
КАК ПАРЛАМЕНТ СТРАНУ СПАСАЕТ
Судите сами -- 15 сентября депутаты отменили вето Президента на Закон "О временном повышении цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги и услуги общественного транспорта". Это значит, что в условиях инфляции комунальщики и транспортники, которые сидят на жидких государственных дотациях, в реальности получат еще меньше "живых" денег. Поскольку каких бы то ни было мер к наполнению бюджета парламент параллельно не принял, то истинное значение этого социально справедливого акта избиратели поймут зимой, -- при отключенных батареях и отсутствии горячей воды, и на остановках -- в тщетном ожидании немногих уцелевших автобусов.
2 октября был принят закон "Об аренде земли". Дело нужное. Хотя в Украине, где земля в противоречии с марксистской теорией не является товарной ценностью, богатые черноземы пытаются распределять, а не продавать денежным покупателям. Цепкая рука сельскохозяйственных лоббистов в очередной раз дала отпор попыткам легализовать ее продажу в частную собственность. 14 октября с утра парламентарии мощно простимулировали отечественных предпринимателей фискальной новинкой "О порядке установления ставок, платежей, сборов, а также льгот по налогообложению". Бухгалтеры, говорят, очень довольны... После обеда действительно "наболевшее" -- закон "О защите растений". Вот давно бы так, а то недалек тот час, когда глумливое население начнет подъедать вершки да корешки!
Эпохальное событие второй сессии произошло за 3 дня до ее конца. ВР приняла в первом чтении законопроект, которым "повысила" в несколько раз черту малообеспеченности (до 118 гривен) и минимальную зарплату (до 143 грн.). Вопрос, где взять деньги, когда государство не в силах обеспечить даже мизер, как всегда был возложен на безответный Кабмин. Пожалуй, реально повлиять на многострадальное народное хозяйство могут только два решения парламента -- утверждение председателя ФГИ и закон "О функционировании единой транспортной системы Украины в особый период". Но при всем значении отдельных личностей в украинском государстве первое событие вряд ли способно кардинально переломить обстановку, ведь приватизация у нас вопрос не столько экономический, сколько политический. Второе решение имеет сугубо технический аспект: невозможно одним, пусть даже идеальным законом превратить громоздкую транспортную систему в гибкую и конкурентоспособную отрасль.
На международном фронте наиболее ярким штрихом стал закон "О ратификации конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожения". Однако, избирателю от этого не легче. Нам сейчас явно не до оружия, да и потом из всей химии в Украине в боеспособном состоянии находится только "Джонсон и Джонсон". Но Западу мы показали, что по-прежнему безопасны -- глядишь, чего-то подкинет за примерное поведение. Свои же отравляющие вещества украинцам придется самим уничтожать при полном отсутствии соответствующих мощностей.
Бросается в глаза увлеченность ВР разного рода необязательными бумажками. Вторая сессия принесла нам в клювике 98 постановлений и 2 заявления -- компромиссы между депутатским долгом и дружбой с исполнительной властью. Лидерами по количеству вынесенных на обсуждение и принятых в целом либо в первом (втором) чтении законопроектов стали комитеты по вопросам -- экономической политики; финансов и банковской деятельности; социальной политики и труда. На троих они сообразили 82 законопроекта (из общего числа 142) и добились одобрения 37 (из общего числа 66). Таковы приоритеты законодательной власти во время экономической чумы. Одно непонятно -- Комитет по промышленной политике (с которой в Украине полный провал) вообще ни одного законопроекта не подготовил -- привет родным машиностроителям и ВПК! На скользкий вопрос -- кто виноват в малоэффективных буднях народных избранников? -- мы попросили ответить представителей разных политических сил.