1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №169 (424) за 11.09.99

ПЕРЕВОД, ДА НЕ ТОТ

На дне рождения подружки меня просто ошарашил презент одного из гостей: огромная картонная коробка, битком набитая пакетами импортных чипсов и соленных орешков, бутылочным и баночным пивом "Beck's", "Amstel", "Heineken", жестянками растворимого кофе, упаковками вишневых рулетов и другими яствами. Даже невооруженным глазом можно было определить, что за такую гору вкуснятины даже по ценам оптового рынка пришлось выложить не одну сотню гривен. Безграничная и глупая щедрость (ведь на эту сумму можно было купить дорогие духи, белье или косметику) пробудила во мне непреодолимое желание выяснить ее происхождение. Оказалось, что Руслан работает на оптовой базе, где числится то ли грузчиком, то ли продавцом. Название же для его подлинной должности человечество пока не придумало.

Не редкость, когда на больших складах товар залеживается сверх срока годности. По идее, такие продукты нужно уничтожать. Но не пропадать же добру! Ведь еще в советские годы, как сегодня вспоминают знающие люди, этикетки на просроченных огурцах и томатных соусах переклеивали на новенькие со свежей датой, после чего опять отправляли товар в гастрономы. Современные предприниматели действуют по той же схеме, разница лишь в том, что они не делают лабораторной экспертизы, чтобы выяснить, безопасен ли товар для употребления и как долго он будет оставаться пригодным. Ну, а теперь... Просроченное пиво Руслан сам с удовольствием пьет и чипсами закусывает: консервантов в них с избытком, и они по истечении гарантийного срока на вкус как свежие. Просроченный рулет начал плесневеть только через год! Между тем товар желательно сбыть под видом свежего. С этой целью шеф Руслана специально заказывает особые наклейки. На них печатается столь любимый представителями Госпотребзащиты перевод на понятный нашим гражданам язык (зачастую только перевод названия продукта) и проставляется новая дата производства и срок реализации. Потом эти бумажки приклеиваются на товар поверх старых дат. Бывает, что на упаковке уже есть перевод, но это недогадливых покупателей не отпугивает. Лучше несколько раз, чем ни одного, думают они. С пива просто стирают старую дату. Новую могут поставить только на упаковочной пленке или коробке, а могут и вовсе не ставить. Покупатель в таком случае думает, что просто не смог ее найти. Кстати, вышеописанный подарок состоял как раз из такой продукции. Руслан особо не афишировал его происхождение, но меня уверил, что все проверено им на вкус персонально.

Куда же отправляется с базы "обновленный" товар? Скупают его в основном владельцы небольших баров, ясное дело, по символическим ценам. Ведь чипсы, орешки, фисташки, сладости там распаковывают и выносят клиенту в специальных вазочках. А просроченное, но холодненькое пиво даже со старой нестертой датой идет "на ура". Часть опасного товара оседает на витринах киосков. Холодное баночное пиво по гривне можно встретить на рынках у бабушек, в электричках. Его выгодней носить, чем бутылочное, оно легче.

Хотя количество такого товара на отечественном рынке измеряется десятыми, сотыми долями процента, при выборе товара проявите элементарную наблюдательность: настоящей наклейкой с переводом никогда не заклеят дату производства на упаковке.