1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №131 (386) за 17.07.99

АНЕКДОТ -- ЭТО БЕЗОБРАЗИЕ НИКОМУ НЕ ПАГУБНОЕ

Когда одноклассник подарил мне на память автореферат своей диссертации о социологии анекдота, я подумала, что любимому народному жанру приходит конец. Судя по приведенной библиографии, сейчас только ленивый не пишет научных работ на эту тему. Ученые разных специализаций рассматривают лингвистические, психологические, социологические характеристики смешных народных миниатюр, изучают их место и функции в культурном поле. Еще чуть-чуть -- и общими усилиями будет создана Общая теория анекдота, как Единая теория поля в физике. Ох, не к добру все это!

-- Действительно, обычно такая ученая суета происходит вокруг объекта, который приобрел некую стабильность. Другими словами, стал менее жизнеспособен, -- подтвердил мои догадки новоиспеченный кандидат социологических наук Владимир Баленко. -- Именно благодаря этому он и становится удобным для изучения. На мой взгляд, анекдот сейчас тихо умирает.

-- А ведь еще недавно уникальная способность нашего народа мгновенно откликаться анекдотом на все события жизни была поводом для национальной гордости...

-- Изменилось время, ситуация в обществе. С психологической точки зрения анекдот -- это одна из форм завуалированной или переключенной агрессии. Вместо неприязни или даже ненависти к властям, инородцам или дуракам он позволяет ощутить превосходство над ними. Еще Аристотель в своей "Поэтике" заметил, что "...смешное -- это некоторая ошибка и безобразие, никому не причиняющее страдание и никому не пагубное". Одни ученые приравнивают юмор наших анекдотов к фольклору, другие -- к авторскому искусству, третьи -- к... воздействию алкоголя, но никто не оспаривает его способность предупреждать и ослаблять межличностные, межгрупповые и межнациональные конфликты.

-- Получается, что рассказывая анекдоты из знаменитой серии "...Летят в самолете русский, француз и американец...", мы в какой-то мере предупреждали межнациональные конфликты?

-- Верно. А рассказывая побасенки о Хрущеве или Брежневе, "сбрасывали" свою агрессию против режима. Вообще чувство юмора -- это показатель здоровой психики. Как известно, народ сочинял и рассказывали анекдоты даже во времена Сталина, когда за это попадали в лагеря!

-- Это с точки зрения психологии. А с точки зрения социологии?

-- С социологической точки зрения юмор играет как интегрирующую, так и дезинтегрирующую роль в обществе. С одной стороны, он укрепляет групповую солидарность. Люди охотно делятся смехом, смех вызывает желание присоединиться к веселой компании. А эмоциональная солидарность -- великое дело, поскольку она способствует усвоению групповых норм поведения. Но у каждого типа анекдотов обычно своя аудитория, и тут смех разъединяет общество, указывая границы своих и чужих. Например, есть любители "соленого" армейского юмора или изысканных интеллектуальных шуток. Как говорится, расскажи мне свой любимый анекдот, и я скажу, кто ты. В таком случае смех становится инструментом структурирования общества, как одежда, речь, манера поведения. Многие шутки вообще понятны только определенному кругу людей, например, музыкантам или туристам.

-- Почему на страницах газет, журналов или специальных сборников можно прочесть анекдоты в основном "бородатые"? А если и есть новые, то какие-то не смешные. Ведь момент, кажется, самый плодотворный. Все сдвинулось с места, привычные понятия оказались под сомнением, появились масса новых героев, новых ситуаций. Почему же не произошло взрыва массового фольклорного творчества?

-- Во-первых, некогда теперь анекдоты придумывать и даже рассказывать. Надо деньги зарабатывать, если есть работа. А если нет, то искать ее. Во-вторых, материалом для многих политических анекдотов служили догадки о том, что происходит "наверху". "Эзопов язык" был и неистощимым источником, и тонким инструментом юмора. А в нынешнем обществе больше возможностей сказать все, что ты думаешь о чем бы то ни было. Искусство иносказания просто не нужно, а потому и не востребовано.

-- Получается, мы станем такими же нищими на анекдоты, как и американцы...

-- Некоторые социологи считают, что эта утрата неизбежна на пути становления гражданского общества. Увы, в открытом обществе просто нет ниши для этого жанра. Один пример -- Жванецкий. Раньше его сто раз перезаписанные на магнитную пленку миниатюры звучали из каждого окна. Их пересказывали, их помнили наизусть, цитировали. Сейчас Михал Михайлович стал признанным классиком.

-- Но ведь мужья не перестанут уезжать в командировки, не исчезнут жадность и глупость, врачи и милиционеры, ремонты и переезды, короче, все, что создавало потенциально комические ситуации.

-- Чувство юмора само по себе неистребимо, оно в природе человека. А если времена изменились, то неизбежно появятся и соответствующие им популярные жанры. Какие именно, предсказать трудно. Юмор -- это кошка, которая всегда гуляет сама по себе.