Выпуск газеты Сегодня №131 (386) за 17.07.99
АНЕКДОТ -- ЭТО БЕЗОБРАЗИЕ НИКОМУ НЕ ПАГУБНОЕ
-- Действительно, обычно такая ученая суета происходит вокруг объекта, который приобрел некую стабильность. Другими словами, стал менее жизнеспособен, -- подтвердил мои догадки новоиспеченный кандидат социологических наук Владимир Баленко. -- Именно благодаря этому он и становится удобным для изучения. На мой взгляд, анекдот сейчас тихо умирает.
-- А ведь еще недавно уникальная способность нашего народа мгновенно откликаться анекдотом на все события жизни была поводом для национальной гордости...
-- Изменилось время, ситуация в обществе. С психологической точки зрения анекдот -- это одна из форм завуалированной или переключенной агрессии. Вместо неприязни или даже ненависти к властям, инородцам или дуракам он позволяет ощутить превосходство над ними. Еще Аристотель в своей "Поэтике" заметил, что "...смешное -- это некоторая ошибка и безобразие, никому не причиняющее страдание и никому не пагубное". Одни ученые приравнивают юмор наших анекдотов к фольклору, другие -- к авторскому искусству, третьи -- к... воздействию алкоголя, но никто не оспаривает его способность предупреждать и ослаблять межличностные, межгрупповые и межнациональные конфликты.
-- Получается, что рассказывая анекдоты из знаменитой серии "...Летят в самолете русский, француз и американец...", мы в какой-то мере предупреждали межнациональные конфликты?
-- Верно. А рассказывая побасенки о Хрущеве или Брежневе, "сбрасывали" свою агрессию против режима. Вообще чувство юмора -- это показатель здоровой психики. Как известно, народ сочинял и рассказывали анекдоты даже во времена Сталина, когда за это попадали в лагеря!
-- Это с точки зрения психологии. А с точки зрения социологии?
-- С социологической точки зрения юмор играет как интегрирующую, так и дезинтегрирующую роль в обществе. С одной стороны, он укрепляет групповую солидарность. Люди охотно делятся смехом, смех вызывает желание присоединиться к веселой компании. А эмоциональная солидарность -- великое дело, поскольку она способствует усвоению групповых норм поведения. Но у каждого типа анекдотов обычно своя аудитория, и тут смех разъединяет общество, указывая границы своих и чужих. Например, есть любители "соленого" армейского юмора или изысканных интеллектуальных шуток. Как говорится, расскажи мне свой любимый анекдот, и я скажу, кто ты. В таком случае смех становится инструментом структурирования общества, как одежда, речь, манера поведения. Многие шутки вообще понятны только определенному кругу людей, например, музыкантам или туристам.
-- Почему на страницах газет, журналов или специальных сборников можно прочесть анекдоты в основном "бородатые"? А если и есть новые, то какие-то не смешные. Ведь момент, кажется, самый плодотворный. Все сдвинулось с места, привычные понятия оказались под сомнением, появились масса новых героев, новых ситуаций. Почему же не произошло взрыва массового фольклорного творчества?
-- Во-первых, некогда теперь анекдоты придумывать и даже рассказывать. Надо деньги зарабатывать, если есть работа. А если нет, то искать ее. Во-вторых, материалом для многих политических анекдотов служили догадки о том, что происходит "наверху". "Эзопов язык" был и неистощимым источником, и тонким инструментом юмора. А в нынешнем обществе больше возможностей сказать все, что ты думаешь о чем бы то ни было. Искусство иносказания просто не нужно, а потому и не востребовано.
-- Получается, мы станем такими же нищими на анекдоты, как и американцы...
-- Некоторые социологи считают, что эта утрата неизбежна на пути становления гражданского общества. Увы, в открытом обществе просто нет ниши для этого жанра. Один пример -- Жванецкий. Раньше его сто раз перезаписанные на магнитную пленку миниатюры звучали из каждого окна. Их пересказывали, их помнили наизусть, цитировали. Сейчас Михал Михайлович стал признанным классиком.
-- Но ведь мужья не перестанут уезжать в командировки, не исчезнут жадность и глупость, врачи и милиционеры, ремонты и переезды, короче, все, что создавало потенциально комические ситуации.
-- Чувство юмора само по себе неистребимо, оно в природе человека. А если времена изменились, то неизбежно появятся и соответствующие им популярные жанры. Какие именно, предсказать трудно. Юмор -- это кошка, которая всегда гуляет сама по себе.