1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №129 (384) за 15.07.99

КАК НЕ ОСТАТЬСЯ У "РАЗБИТОГО ХОЛОДИЛЬНИКА"

В Минэкобезопасности Ассоциацию пользователей и поставщиков хладагентов "Укрхолод" мне охарактеризовали как "явление рыночной экономики", возникшее для оптимальной координации усилий предприятий, институтов и фирм, являющихся крупнейшими потребителями хладагентов -- а значит, в наибольшей мере связанных с проблемой перехода на озонобезопасные технологии. Я был приятно удивлен, обнаружив президентом "Укрхолода" Михаила Файнштейна, уже восемь лет в качестве директора компании "АгроИТЭ" занимающегося внедрением новых технологий в различных направлениях бизнеса.

-- Как это вас угораздило, Михаил Львович, заняться "штопанием озоновых дыр"?

-- После того, как "АгроИТЭ" стала официальным дистрибьютором известнейшей химической компании "Дюпон" и стала ввозить в Украину озонобезопасные фреоны, мы столкнулись с массой проблем. А вскоре обнаружилось, что и другие "собратья по холоду" их испытывают. Так родилась идея создания ассоциации, чтобы оперативно, адекватно и действенно реагировать на ситуацию (в том числе с помощью постоянного мониторинга -- тщательно ее отслеживать) и с обоюдной пользой сотрудничать с Минэкобезопасности. Так в начале 1998 года была учреждена Ассоциация "Укрхолод" -- негосударственная, некоммерческая самоуправлямая организация, чьи интересы лежат в сфере производства, внедрения, сервисного обслуживания и ремонта холодильной техники и оборудования. А также -- поставок, хранения, сбора, регенерации и утилизации хладагентов и сопутствующих веществ и материалов.

-- Каковы главные задачи ассоциации?

-- Защита интересов отечественных производителей продукции и услуг, повышение их конкурентоспособности. Хочу отметить: ассоциация не является неким "закрытым клубом фреоновых магнатов". Сегодня, наряду с такими предприятиями--гигантами, как АО "Норд", фирмой "Герафак" -- крупнейшим поставщиком хладагентов в Украину -- в нее входят скромные по масштабам и финансовым возможностям предприятия сервиса холодильного оборудования, различные научные организации. Нас объединяет стремление к созданию цивилизованного рынка хладагентов и сервисных услуг, повышению их качества, а также реальное понимание перспектив развития этого рынка с учетом экологических нюансов. Для всех предприятий и учреждений, разделяющих наши взгляды двери ассоциации открыты.

-- Такое объединение -- чисто украинское "ноу-хау"?

-- Ну что вы, подобные ассоциации -- кстати, их создание приветствуется Монреальским протоколом -- есть почти во всех развитых странах. В Канаде это -- "Мопия", в Голландии -- "Стек" и т.д. Другое дело, что там их деятельность, как общественно важную, всемерно поддерживает правительство, мы же "самофинансируемся", понимая, что если сегодня не решим насущные вопросы, завтра окажемся у разбитого корыта -- то есть, холодильника.

-- А, положим, может "Укрхолод" решить такую насущную проблему, как сертификация новых хладонов, поступающих в нашу страну из Запада, без чего их применение, а значит, и выполнение монреальских соглашений, станет невозможно?

-- Собственно сертификация -- вне нашей компетенции, но вот "расшифровать" химическую формулу хладона, в Донецком ли институте холодильной техники, в Одесской ли академии холода (а они входят в ассоциацию), сделать заключение о его функциональных свойствах, а потом испытать на донецком "Норде" и выдать соответствующим госорганам заключение со всеми выкладками -- нам по силам. Собственно, "Укрхолоду", учитывая возможности входящих в него предприятий и организаций, по силам практически любые задачи в этой области, от проведения мониторинга данного сектора рынка через регинальные представительства -- до компетентного участия в подготовке нормативной базы, учитывающей все нюансы проблемы.

-- Скажите, как бизнесмен-практик, так ли на самом деле серьезна -- в экономическом плане, разумеется -- "озоновая проблема"?

-- Присоединившись в 1988 году к Монреальскому протоколу, Украина приняла на себя серьезные обязательства. Так, она должна была еще до 1-го января 1996 года полностью прекратить использование озоноразрушающих веществ, но в связи с экономическим кризисом не смогла этого сделать -- и благодаря усилиям Минэкобезопасности, насколько я знаю, получила отсрочку: сначала до 2000, а затем и до 2002 года.

-- Так бесконечно можно просить отсрочки и уступки?

--Мало того, что не бесконечно, но и необходимо проявлять полную лояльность к требованиям Протокола и демонстрировать активность в его выполнении. И уж, по крайней мере, не делать безответственных заявлений о возможном отказе Украины выполнять положения монреальского документа -- это "бьет" по имиджу нашей страны и может спровоцировать применение международным сообществом экономических санкций. Ведь наша страна, как известно, хладонов не производит. И если мы откажемся постепенно, экономически взвешенно, переходить на озонобезопасные фреоны (кстати, такой эволюционный переход -- одна из стратегических задач "Укрхолода", что обеспечит отечественным производителям холодильного оборудования конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках), нас попросту "отрубят" от поставок хладонов. Нечем будет заправлять имеющиеся установки -- значит, отомрут целые отрасли.

-- Главным образом хладоны мы импортируем из России, так? И Россия, может, скажет: "Мы -- такие дикие, что плевать хотели на всякие запреты и санкции -- будем и впредь ввозить в Украину, что захотим..."

-- Уже не скажет. По имеющимся у меня сведениям, в России подготовлено постановление о запрете экспорта озоноразрушающих веществ с 1 января 2000 года, а с 1 июля -- резком сокращении их производства. И ни Индия, ни Китай в необходимом количестве нам их не поставят, поскольку связаны ограничениями производства таких хладонов на уровне 1997-99 годов. Значит, они и себя не смогут обеспечить в полной мере -- какой уж тут экспорт... Выход один -- плавно, продуманно, не бросаясь в крайности, переходить на озонобезопасные технологии. Резкие рывки здесь недопустимы, да и технически невозможны, раз у нас кое-где еще эксплуатируется оборудование 50-х годов. Но мы должны быть готовы, когда наступит "время Ч" и нам скажут: "Все, господа, сливайте запрещенные хладоны: отсрочек больше не будет". Здесь остановиться на "точке замерзания" -- смерти подобно.

-- Да, но что же делать с имеющимся холодильным оборудованием, ведь ясно, что в одночасье закупить новое, рассчитанное на безопасные хладоны -- кишка тонка?

-- Вот для этого существует так называемый ретрофит -- технологическая замена в оборудовании озоноразрушающих френонов -- безопасными. И такой опыт имеется. В частности, "АгроИТЭ" первой в стране осуществила ретрофит -- на судне Югрефтрансфлота "Академик Прибыльский". Затем подобную операцию осуществили и на Фастовском рефрижераторном депо. А наша гордость -- ретрофит системы охлаждения и кондиционированя воздуха Чернобыльской АЭС. Когда сделали контрольные испытания, оказалось, что холодильные свойства системы благодаря новому хладагенту поднялись до уровня, который даже и не прогнозировался!

-- Скажите откоровенно, ведь новые безопасные хладоны -- дороже прежних? И, положим, нашему холодильному заводу на них переходить накладно?

-- Говорю откровенно: дороже, причем в несколько раз. Но их стоимость в общей цене холодильника -- ничтожна. Тут другой парадокс наблюдается: во всех странах импорт озоноразрушающих хладонов облагается специальными сборами, которые идут на природоохранные мероприятия, а у нас -- наоборот: безопасные, западного производства, облагаются и таможенной пошлиной, и НДС, а российские -- ничем, поскольку существуют договоренности между нашими странами о беспошлинной торговле. Это еще больше затягивает процесс перехода на озонобезопасные вещества. Один только факт: в прошлом году в Украину было ввезено всего около 200 тонн безопасных фреонов производства различных западных фирм, и в то же время -- только 12-го, наиболее распространенного из озоноразрушающих, с одного лишь волгоградского "Химпрома" -- приблизительно 1400 тонн.

-- Я слышал, у нас в обслуживании холодильного оборудования, особенно в "частном секторе", встречается "черный сервис"...

-- Да он преобладает! Купив пустой газовый баллон и наполнив его на фирме фреоном, "народный умелец" ходит по домам и заправляет холодильники. Качество такого ремонта соответствует его цене. В то же время сервисные организации, которые работают "по всем правилам", с надлежащим качеством и выполнением требований экологов -- конкуренции не выдерживают. Помочь здесь может лишь четкая, профессионально взешенная законодательная база. Но сервис -- это уже частности, небольшая производная от большой проблемы, которой мы, думается, лишь отчасти коснулись.