Выпуск газеты Сегодня №15 (270) за 27.01.99
КОГДА НЕКУДА ИДТИ
Эти строки из автобиографического сочинения Ани К., присланного на конкурс "Родители глазами детей", наводят на грустные размышления: тяжело, когда дети не нужны никому, и еще горше, если самым дорогим людям -- родителям. Недавно специалисты Украинского института социальных исследований провели опрос нескольких тысяч подростков, которые пребывают в городских приютах. Для респондентов разработали специальные бланки. Ответы в полной мере иллюстрируют, как семейная среда влияет на ребенка.
Юрий, 14 лет. Семья проживает в с. Лубянка Киевской области. Юноша жил с матерью, которая работает дояркой, отчимом-трактористом и младшим братом. Отчим постоянно бил ребят, мама не защищала. Характеристика маме -- "такая себе", отчиму -- "плохой". Хотя мальчик помнит и светлые моменты из прошлой жизни: как нравилось вместе с мамой садить картошку, а с отчимом ремонтировать трактор. Причина проблем, которые возникли во взаимоотношениях между родителями, -- алкоголизм обоих. Юра ушел из дома полтора года назад. Жил у знакомых. Зарабатывал -- мыл машины, сторожевал на рынке. Но и в этой семье не ощущал себя защищенным и нужным. В приют пришел сам.
Оксана, 14 лет. Характеристика маме -- "если бы не пила, была бы самой хорошей", отцу --"убила бы". Когда вспоминает маму, плачет. Раньше жила с безработными родителями в г.Татарбунары Одесской области. Постоянно пили, ссорились. Однажды мама посоветовала дочери отправляться к цыганам работать, потому что в доме уже не было еды (нередко и по три недели девочка ничего не ела). Проработав год у цыган, после милицейской облавы попала в приют.
Дима, 13 лет. Жил с больной бабушкой в Киеве. Отец приходил с одной целью -- "воспитывать" своего ребенка. После очередной порции оплеух Дима убежал, две недели прожил в подвале. Вернувшись, узнал, что бабушка умерла. Мальчика в приют привел дворник.
Психологи, участвующие в проекте, отмечали, что все опрошенные дети упрямы, эгоцентричны, плохо идут на контакт. Работу с ними не назовешь легкой, но термин "тяжелый ребенок" говорит скорее о методах воспитания. Формирование трудных детей чаще всего проходит по такому сценарию: ребенок, испытывая неблагополучие в семье, ищет другую среду, которая оказывается еще хуже. Не умея защищаться, ребенок деградирует. Однако этот процесс можно предупредить, если изначально работать с семьями, а проблемы решать вместе с ребенком. Естественно, интернаты и приюты не могут в полной мере заменить семью (хотя 83% опрошенных подростков считают ее главной ценностью в жизни), но могут стать спасительной соломинкой. Ведь, по результатам вышеупомянутого опроса, 58% респондентов не хотят уходить из приютов.
Собственно, уходить им некуда.