1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №176 (431) за 22.09.99

СТАНЕТ ЛИ САША ДЛЯ МИРА НАЙШТУТОМ, КАК БИЛЛ СТАЛ ГЕЙТСОМ?

Билл Гейтс первое изобретение сделал совсем мальчишкой, в 13 лет. Сейчас он, как известно, миллиардер, глава империи "Mайкрософт". Именно с его подачи персональные компьютеры стали знаковой вещью современности. А представьте себе, что в детстве у Билли не было бы компьютера? Может, он не стал бы Гейтсом? Об этом я думала, познакомившись с первокурсником физического факультета Харьковского госуниверситета Сашей Найштутом.

КОМПЬЮТЕР НА ДВЕ ПЕНСИИ НЕ КУПИШЬ


Саша Нейштут
Дело в том, что ему тоже было 13 лет, когда он сдавал вступительные экзамены. И он уже успел написать работу в области квантовой физики. А еще прошел вузовские курсы по химии, физике и биологии, овладел английским и французским языками и стал членом Малой академии наук. Но самое большое сходство -- Саша просто обожает компьютеры. Сам научился программировать на двух языках. Когда он сидит за клавиатурой, кажется, что он и машина -- единое целое.

Вот только компьютера, в отличие от американского вундеркинда, у него нет, не было и неизвестно, когда будет. Его воспитывают бабушка и дедушка. Они очень любят его и стараются в полной мере развить природные задатки. Но компьютер на две пенсии купить ну никак невозможно... Разве что с трудом втроем выживать.

Мне было интересно узнать, как нужно воспитывать ребенка, чтобы получился вундеркинд? Есть ли в этом процессе какие-то секреты, ноу-хау? Я привожу бесхитростный рассказ родных мальчика. Читайте, родители, может быть, что-то и поймете?

"МЫ НИКОГДА НЕ ГОВОРИЛИ: ТЕБЕ ЭТО ЗНАТЬ РАНО"

В четыре года Саша научился читать, начал заниматься математикой и английским. Но главное, у нас было правило -- подробно отвечать на все его вопросы! Никогда не говорить: тебе еще рано. Например, когда еще совсем малышом он "изобретал" летающий мотоцикл, идея самым серьезным образом обсуждалась со всех сторон не меньше недели, начиная с добычи руды и заканчивая конструированием.

В школу Саша пошел в шесть лет. После второго класса, когда стало ясно, что рамки программы явно тесны, было решено через год "перескочить". Но по результатам тестирования его перевели сразу в шестой класс. И начались проблемы со стандартами школьной системы. Например, оказалось, что при отличном знании предмета Саша не умел достаточно быстро писать. За две недели отчаянных усилий он преодолел это отставание, но почерк испортил на всю жизнь. Он брал в школу игрушки. Он читал на скучных уроках книжки. А еще получал двойки по физкультуре, поскольку нормативы были рассчитаны на одиннадцатилетних, а ему было восемь. Нередко конфликтовал с одноклассниками, которые были и старше, и выше, и сильнее. Девочки же относились к нему, как мамаши... Таких неприятностей пришлось пережить немало. Аттестат он получил в четвертом по счету учебном заведении, гимназии №45, где педагоги к его неординарности отнеслись с пониманием.

У школьной программы есть крупный недостаток, который мешает детям успешно учиться. Физику, например, преподают отдельными разделами: механика, оптика, электричество. Дети не получают общего представления об этой науке. А ведь в природе все взаимосвязано! То же самое с химией. Основное -- таблицу Менделеева -- школьникам дают только где-то в середине курса. Это делает химию непонятной для детей и поэтому не любимой. То же самое со всеми другими предметами.

Мы старались дать Саше достаточно обширное общее представление о науках. Например, он прочел книги, где таблица Менделеева описана с разных точек зрения, в том числе атомистической. После этого химия стала для внука прозрачной и любимой. Когда же он увлекся биологией, мы достали прекрасный переводной трехтомник для вузов, и он прочел его буквально за месяц. А сейчас у него очередное увлечение -- компьютеры. Саша ими просто заболел. В выпускном классе даже пустился в настоящий компьютерный "загул", целых две недели вместо школы ходил в игротеку.

Доцент университета Николай Макаровский, который вел в гимназии естественнонаучные факультативы, заметив пытливость мальчика, прочел ему вузовский курс основ атомной физики, заинтересовал квантовой механикой, дал возможность проводить исследования. Думаю, этому замечательному педагогу бывало с Сашей и нелегко. Ведь он энергичный и жизнерадостный, ему нередко хочется и пошалить. При этом "авторитарное управление" не приемлет совершенно!

САША -- СВОБОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК, КОТОРОМУ ИНТЕРЕСНО ЖИТЬ

Любопытно, что и мне, и моей дочке-шестикласснице с Сашей было одинаково интересно, он прекрасно нашел общий язык с нами обеими. С девочкой, например, новоиспеченный студент обсуждал достоинства разных компьютерных "игрушек", а со мной -- проблемы атеизма. Причем он абсолютно не выглядел эдаким зацикленным на физике вундеркиндом. Просто раскрепощенный, свободный, образованный человек, которому интересно жить!

-- Саша, чем тебе нравится физика?

-- Возможностью делать открытия!

-- В каком порядке ты бы расположил такие человеческие качества -- честный, умный, сильный?

-- Умный, честный, сильный.

-- Что бы сказал пришельцам, если бы увидел их первым?

-- Я бы сказал: "Здравствуйте, друзья! Давайте меняться идеями!"

-- Что в мире самое красивое?

-- Хромосомный протуберанец.

-- В школе тебе нравилось учиться?

-- Нет!!!

-- А как бы ты предложил учить школьников?

-- Каждого -- по способностям.

-- У тебя были проблемы с научной работой?

-- Да... Я не мог долго набирать на компьютере -- отвлекался.

"УСПЕШНЫХ ДЕТЕЙ" ВСЕГО ПЯТЬ ПРОЦЕНТОВ

На мой взгляд, если Саша принципиально и отличается чем-то от других детей, так это осознанным нежеланием покорно подчиняться общепринятому только потому, что оно -- общепринятое. Но разве это, в сущности, не есть норма для человека разумного?I


-- Да, это норма. Может быть, норма XX века, -- согласился специалист в области психологии развития, профессор Александр Дусавицкий после знакомства с Сашей. -- Интересно, что еще лет восемьдесят назад не существовало самого понятия "ребенок" в современном смысле этого слова. Для большинства детей детство заканчивалось уже к десяти годам. Сейчас же в развитых странах оно растягивается на весь этап биологического, психологического и социального взросления человека, то есть с рождения и до 17 лет. Специалисты подразделяют детство на несколько периодов развития. Каждый из них важен для дальнейшей судьбы человека.

Сейчас будущее ребенка, его личность в большой степени формируется уже в младшем школьном возрасте, а не в подростковом, как раньше. Поэтому так важно именно в младшей школе создать условия не только для развития, но и саморазвития каждого ребенка. Нужно организовать сотрудничество между детьми, их совместную интеллектуальную творческую деятельность, а безусловно важнейшими свойствами считать воображение и мышление.

В такой школе, выступая среди сверстников одновременно в роли и ученика и педагога, нашел бы свое место и Саша. Не было бы конфликтов, поскольку общение стало бы для него значимо. Кстати, первая учительница, о которой мальчик вспоминает с теплотой, вела класс по особой программе. Главным тогда было отстоять свое мнение, а не быть как все. Но одаренным детям вовсе не нужны классы для "вундеркиндов". Такая тактика себя не оправдала.

И все же, как учить детей, чтобы они раскрывались наилучшим образом?

-- Наши исследования показывают, что традиционная школа может дать сейчас семь вариантов развития ребенка в зависимости от того, что было до этого заложено семьей, -- продолжает Александр Дусавицкий. -- Всего два из семи успешны, к примеру, Сашин вариант. Еще два можно назвать антиобщественными: дети могут уйти в криминал. Остальные три не очень благоприятны.

Ученые могут описать и даже спрогнозировать все варианты. Проблема в том, что у каждого ребенка своя жизнь. Одному повезло, другому нет. В результате всего 3--5% нынешних выпускников -- способные, успешные и здоровые.

ГОСТИ ИЗ БУДУЩЕГО ВСЕГДА НЕОЖИДАННОСТЬ

Появление ярких детей почему-то всегда становится для взрослых неожиданностью, хотя природа дарит нам ясноглазых гостей из будущего не так уж редко. Кстати, в университете, где учится Саша, есть и пятнадцатилетняя первокурсница. Эти ребята восхищают, а то и раздражают нас своей непохожестью. Они ломают все стандарты и заставляют задуматься: что же это такое -- Божий дар? Результат нашего отношения к ребенку? Генетическая случайность?

Во всем мире есть государственные и частные благотворительные фонды. Там фирмы делают себе имя и рекламу, беря под опеку вундеркиндов. Там есть особые стипендии. Там общепринято, что маленькие Биллы Гейтсы -- "золотой запас" государства.

Если мы не будем поддерживать таких детей, у нас их быстро уведут более заботливые страны. И Украина превратится даже не в банановую, а в свекольную республику. Может быть, уже превращается?

P. S. На мой вопрос, о чем он мечтает, Саша ответил: "Полететь к ближайшей звезде! И получить компьютер".