1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №59 (314) за 31.03.99

ДЭУ "ЛАНОС": ЗНАКОМСТВО, ОТ КОТОРОГО ЖДАЛИ БОЛЬШЕГО...

Не так давно Александр Сотников (председатель совета директоров СП "АвтоЗАЗ--Дэу") на встрече с журналистами предположил: скромный успех совместного проекта обусловлен и тем, что южнокорейский автомобиль мало знаком широкому кругу рядовых потребителей. Люди, дескать, осторожничают и предпочитают за те же деньги машины более известных марок, хотя Дэу -- авто вполне пристойное... Это я и решил выяснить у владельцев корейских машин. Но не у единичных энтуазиастов-частников, купивших "тачку" для собственных нужд, а у таксистов. Во-первых, это в большинстве своем опытнейшие автомобилисты, а во-вторых -- их мнение непредвзято: таксистам нет смысла ни превозносить достоинства автомобиля, ни скрывать его недостатки. Выбор пал на столичный таксопарк "Касан-авто", который на протяжении трех месяцев одновременно эксплуатирует 60 такси Дэу "Ланос" базовой комплектации, что позволяет главному механику фирмы Ивану Мельниченко делать определенные обобщения о качествах автомобиля в целом.

-- Когда создавался наш таксопарк, -- рассказывает Иван Иванович, -- мы стояли перед выбором: купить практически за одинаковые деньги "тридцать первые" "Волги" или же Дэу "Ланос". Многое говорило в пользу горьковских машин. Они хорошо знакомы и водителям, и механикам. У "Волги" мощный двигатель, просторный салон. И все же по дизайну, по оснащенности "Волга" проигрывала корейской модели. Кроме того, мы точно знали, что такси-иномарки пользуются у пассажиров гораздо большим успехом, чем "советские" машины. Поэтому выбор пал на Дэу. Да, движок у нее слабей, а салон теснее, чем у ГАЗа. Зато мы рассчитывали на топливную экономичность "Ланоса", поскольку не хотели устанавливать расценки за километр выше, чем у конкурентов.

Сегодня я могу однозначно утверждать, что наши клиенты-пассажиры и уровнем сервиса, и комфортом довольны: у "Ланоса" привлекательный интерьер, хорошая фирменная стереомагнитола, внутри -- очень комфортно. Даже в самые сильные холода в салоне было тепло... Но вот у водителей, у эксплуатационщиков впечатления несколько другие.

Ничего плохого нельзя сказать о характеристиках двигателя: приличная приемистость, вполне достаточная для города мощность, скорость. Хотя расход топлива около 10 литров в городском цикле... Для полуторалитрового движка с инжекторным впрыском, я считаю, это многовато. Например, такого же класса, как "Ланос", Опель "Аскона" с инжектором в городе берет не больше семи литров бензина.

Дальше. Водители жалуются, что устает спина -- не исключено, что конструкция передних сидений рассчитана на людей невысокого роста. Постукивает рулевой реечный механизм -- любой опытный гаишник знает, что если на счетчике "Ланоса" больше 20 тысяч километров, есть реальный шанс оштрафовать водителя за управление транспортным средством с технической неисправностью. Стучит и задняя подвеска: резиновые втулки в месте крепления амортизаторов к кузову с нагрузками не справляются, буквально "изжевываются". От тряски часто отваливаются зеркала заднего вида, приходится их заново клеить к лобовому стеклу. Хотя машины наездили максимум по 32 тысячи километров, кое-где по кузову можно уже найти коррозию: под ковриками в салоне, в моторном отсеке, на дверных стойках. Нельзя не отметить, что фирменный сервисный центр на Большой Окружной такси и учебные автомобили на гарантийное обслуживание не принимает. А расценки на запчасти просто сумасшедшие. Пластиковая фара, например, -- 510 гривен. Поэтому вышедшие из строя узлы и детали, получается, выгоднее заменять запчастями к другим иномаркам. Например, когда в одной из машин после нескольких тысяч пробега натуральным образом развалилась коробка дифференциала (очевидно, была изготовлена из порошкового сплава: никаких следов заводской фрезеровки -- просто отливка), то замену мы подобрали от Опеля. В 200 гривен обошелся полный комплект. А одна только фирменная ось сателлита с двумя шестеренками стоит 300 гривен. Тормозные колодки приходится менять в среднем через 20--22 тыс. км, а это недешевое удовольствие: комплект на передние колеса -- 120 гривен. Нам дешевле покупать их в Польше, там на специализированном предприятии они обходятся в 60--70 гривен за комплект. В общем, если не хочешь разориться на ремонте, нужно "химичить" своими силами, как мы: искать более дешевую замену, зачастую за счет реставрированных запчастей к европейским машинам. К сожалению, от инструкции по эксплуатации пользы немного: есть только самые примитивные советы -- например, как пользоваться стеклоподъемниками. И литературы никакой по "Ланосу" не продается.

Неприятности случаются всякие. Например, когда на одном "Ланосе" отказал стартер, оказалось, что внутри была стальная шайба. На обмотке "якоря" стартера из-за этого сточилась не только лаковая изоляция, но и сам металл обмотки. Естественно, сеть замкнуло. Неопрятность сборки? Пришлось, опять-таки, менять стартер на сравнительно недорогой "опелевский".

Но такие случаи -- ничто по сравнению с качеством электропроводки, продолжает Иван Иванович. Даже на первый взгляд видно, что в металле проводов очень мало меди. Сами же провода необычайно тонкие -- я таких на автомобилях никогда и не видел. Представьте себе мощную "цыганскую" иглу, которой шьют брезент или кожу: вот такого же сечения жила обычного электропровода в "Жигулях" или любой другой машине. А у Дэу сечение большинства проводов -- как обычная швейная иголка. Естественно, соль, которой посыпают дороги, да и просто киевская влага делают свое дело: не защищенные изоляцией участки моментально окисляются, покрываются купоросной "шапкой". Дотронешься -- и все буквально рассыпается в пыль. Особенно быстро из-за необратимых микрогальванических процессов приходят в негодность шины контактных групп: мы их вынуждены просто выбрасывать и спаивать провода напрямую. Или такой вариант: место соединения двух проводов с одним. Никакой пайки -- проводки просто скручены, а сверху все это обжато кусочком металла и негерметично заизолировано. Уже через несколько недель эксплуатации контакт разрушается -- и, что самое неприятное, почти никогда не знаешь, где на этот раз сгнил провод. А ведь безопасность движения во многом зависит от бортового компьютера, управляющего впрыском топлива. Слава Богу, пока обходилось без серьезных проблем из-за электропроводки. Хотя когда отказывает фара или указатель поворотов, когда остается без энергии электропривод спидометра -- это тоже очень опасно.

НЕОБХОДИМОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ. В начале 90-х, работая корреспондентом популярного журнала для водителей, я отвечал, в частности, за раздел мототехники. Однажды пришлось готовить подробный журналистский отчет о редакционных испытаниях одной из тогдашних новинок Киевского мотозавода -- и это, конечно, были не только хвалебные отзывы. Но руководство предприятия не обижалось и не торопилось судиться с журналом. Наоборот, многие замечания были учтены в серийном производстве, а считавшийся исключительно сельским транспортом "Днепр" в исполнении без коляски стал в те годы кумиром городских любителей агрессивной скоростной езды...

Подготовив к печати комментарий водителей-практиков о качествах автомобиля Дэу, я прекрасно отдаю себе отчет, что сую голову в львиную пасть: в статье наверняка найдутся уязвимые места для тех, кто пожелает конструктивному диалогу предпочесть юридическую полемику. Тем более сейчас, когда после краткосрочного возобновления работы конвейер СП "АвтоЗАЗ--Дэу" с 26 марта вновь остановлен. Как сообщила в редакцию пресс-служба СП, срыв производства произошел из-за отказа компании "Дэу" выполнять свои инвестиционные обязательства в части локализации производства и привлечения для нужд СП комплектующих, изготовленных в Украине. В течение длительного времени из Южной Кореи поставлялись аккумуляторы такого же качества, как украинские, но по цене втрое большей. В результате за три месяца из поставленных 12 тысяч аккумуляторов было продано меньше ста. В результате такой политики корейской стороны только на аккумуляторах СП понесло убытки на 400 тысяч гривен. На предложение украинского руководства СП использовать привозные аккумуляторы при условии покрытия корейской стороной разницы в цене представители "Дэу" в руководстве предприятия заблокировали решение этой проблемы и воспользовались своими полномочиями для остановки конвейера. Вновь остались без работы 18 тысяч украинских специалистов...

Поэтому считаем необходимым уточнить, что у газеты нет ни политических, ни социальных мотивов принизить или, тем более, очернить престиж южнокорейской машины. Но я видел в гараже "Касан-авто" и практически "нулевые" тормозные колодки "Ланоса" с отвалившимися фрикционными накладками, и сгнившие в считанные недели электропровода, и ось сателлита, с которой шестеренки выдрало, что называется,
"с мясом"... Увы, изложенное в статье -- это лишь часть замечаний практиков к автомобилю, претендующему на статус народного, хотя, конечно, очень хотелось бы, чтобы эти замечания не оказались пресловутой "ложкой дегтя" -- ведь конструктивно Дэу "Ланос" является очень привлекательным современным автомобилем. К сожалению, чтобы ознакомить читателей с проблемными сторонами южнокорейского автомобиля, мы, не имея собственного опыта эксплуатации Дэу "Ланос", вынуждены были опираться на чужие впечатления. Тем не менее, не желая закрывать тему потребительских качеств "Дэу", редакция сообщает о готовности провести собственные испытания и опубликовать результаты тестирования на страницах "Сегодня". Слово -- за руководством СП "АвтоЗАЗ--Дэу".