1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №237 (240) за 10.12.98

ЧТО ТАКОЕ ГРАН-ПРИ И КАК С НИМ БОРОТЬСЯ?

...Международными конкурсами, съездами, слетами нынче никого не удивишь, и вообще -- плох тот город, который не "засветился" хоть каким-нибудь "гран-при" интернационального масштаба.

Впрочем, то, что происходит "за кулисами" вышеупомянутых "форумов", типично: будь то съезд юннатов, слет региональных бардов или же конкурс поэтов. У города, организаторов и идейных вдохновителей, как правило, денег на "фестиваль" нет, посему результат обычно тосклив, а сумма "гран-при" смешна до неприличия...

...Лесю Тышковскую, победительницу только что закончившегося в Донецке первого международного литературного фестиваля, нам удалось "раскрутить" на "кухонные" поэтического форума.

"Кухня" оказалась пикантной.

...Путаница началась еще в Киеве. "Мы вас приглашаем на фестиваль в качестве исполнителя песен... Возьмете гитару -- сделаете концерт. А чтобы у нас было основание оплатить проживание, пришлете тексты стихов и рассказов".

Итак, участники дружною толпою стали прибывать в Донецк, а организаторы принялись их устраивать не в гостинице, как те рассчитывали, а на детской турбазе. Два дня турбазу грели отоплением, на третий перестали...

Лесю Тышковскую поселили в комнату, где, как и у всех, не закрывался замок, отсутствовал холодильник и не включался свет. Однако силами соседей-конкурсантов ночлег именитой киевской поэтессе устроили...

Кроме поэтов, на турбазе жили еще и археологи, тоже прибывшие на какой-то международный съезд. Археологи для сугреву по вечерам "ополлитривались" (в отличие от трезвых творцов слога, которые берегли голосовые связки), после чего приставали к Лесе: "Дай гитару поиграть". Гитара на всей турбазе была только у нее.

...Публика, заполнившая зал в первый конкурсный день, вызвала некоторое смятение в рядах конкурсантов. Зал был сплошь -- "мышиного" цвета. То есть пришли исключительно курсанты военизированного училища в серой форме.

...Второй день сильно отличался от первого -- "мышиного" больше не было, зато сплошь и рядом пестрели бантики-косички. Публика, пришедшая вкусить сложных поэтических ямбов с амфибрахиями, состояла из детей максимум пятого класса.

-- Слышу -- объявляют: "А сейчас выйдет автор с белой гитарой"... Это меня приглашают на сцену... Я снова ничего не поняла, поскольку концерт, где я обещала петь и играть, должен был состояться отдельно. Во-первых, вечером, во-вторых, для взрослых.

...Экспромтное выступление Леси в сравнении с последующими конкурсантами оказалось все же самым понятным и доступным для детской аудитории, посему -- на безрыбье -- юные слушатели просили даму с белой гитарой спеть еще что-нибудь... А когда со сцены принялась декламировать вирши некая поэтесса из числа конкурсантов, жюри сдалось первым и робко спросило: "А можно не читать?"

-- ..."Вы бы не могли мне вернуть деньги за билет, потому что было обещано все расходы компенсировать, -- попросила я организаторов".

"Какие деньги?" -- ахнули они. "За билет", -- сказала Леся Тышковская. Организаторы снова ахнули: "Вы же конкурсантка! А чтобы вернуть свои деньги, вы должны были сделать музыкальный концерт". -- "А что я делала сегодня?" -- "Вы просто выступили, а не в концерте" -- "Так меня ж пригласили на сцену" -- "А надо было петь не здесь".

Печальную киевскую поэтессу, которая сдуру вышла петь в планетарии на фестивале поэзии, успокоили знакомые ребята, те, которые владели информацией "из жюри".

-- Не связывайся с ними. Тебе точно дадут гран-при. Дорогу окупишь.

"Гран-при", было объявлено накануне, -- это тысяча долларов.

Но, за неимением средств, "штуку" решили поделить на всех, а потом еще на части: получилась самая престижная первая премия (вместо гран-при) -- во-первых, "пополам", во-вторых, по старому долларовому курсу. А когда вычли и оттуда еще кое-что, вышло -- 500 гривен. Уже из этой суммы высчитали деньги за железнодорожные билеты, за то, за се, короче, вместо "штуки" получился "стольник".

В общем, и на том спасибо.