1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №165 (168) за 29.08.98

БЛИЗИТСЯ К КОНЦУ НЕДОЛГОЕ ЗАТИШЬЕ НА "НЕФТЕГАЗОВОМ ФРОНТЕ"

В последние дни дебютной сессии новоизбранного парламента весьма влиятельному лобби, представляющему в высшем законодательном органе страны интересы многочисленных частных нефтегазотранспортных структур, удалось успешно протолкнуть через Верховную Раду законопроект со звучным названием: "О предотвращении нарушений законодательства Украины при приватизации предприятий нефтегазового комплекса". Однако Президент Кучма слегка подпортил каникулярное настроение группе законотворцев, объединившихся под знаменами руховца Олега Ищенко: документ возвращен в Раду без заветной подписи главы державы.

Впрочем, считать это событие переломным в затяжном противостоянии на "нефтегазовом фронте", где столкнулись диаметрально противоположные интересы преследующих исключительно меркантильные интересы больших и маленьких "частников" и сторонников единого государственного топливно-энергетического комплекса, -- было бы по крайней мере наивно. Слишком велики ставки в этой игре, слишком многое зависит от того, удастся или нет демонстрирующим редкое единодушие 34 негосударственным нефтегазотранспортировщикам склонить в свою пользу мнение Президента и таки выбить из седла созданную в соответствии с его же Указом и постановлением Кабмина Национальную акционерную компанию "Нефтегаз Украины". В любом случае можно предполагать, что политика оппонентов НАК в дальнейшем будет принципиально иной.

Нахрапистость, с которой пропихивался вышеупомянутый законопроект в душные дни последней декады июля, скорее всего сменится более сдержанной, а главное -- более расчетливой тактикой. Слишком много в пылу атаки на парламент было допущено противниками НАКа проколов, чересчур уж белыми были нитки, которыми шилось несуществующее "дело". Достаточно отметить, что в соответствии с положениями Конституции Украины для подготовки проектов законов, подготовки и предварительного рассмотрения вопросов, относящихся к полномочиям Верховной Рады, создаются постоянно действующие комитеты и комиссии ВР. Регламентом ВР оговорено, что они обрабатывают законодательные предложения, законопроекты, поправки и иные документы, которые после предварительного рассмотрения в соответствующих постоянных комиссиях, уже с их выводами, передаются на рассмотрение Верховной Раде. Выводы эти должны содержать обоснования целесообразности принятия ВР того или иного решения относительно законопроекта, а также предложения по части дальнейшей работы над ним.

Эта процедура была нарушена. Более того, по большому счету была нарушена элементарная логика вещей: в преамбуле закона отмечается, что принимается он в связи с многочисленными нарушениями Конституции и законодательства страны при создании на основании подзаконных актов НАК "Нефтегаз Украины". Между тем, согласно той же Конституции, лишь один орган в государстве имеет компетентные полномочия карать за мнимые или явные нарушения вышеуказанного характера. Это Конституционный Суд.

Не исключено, что оппонентам НАКа придется подыскивать и более убедительные аргументы по части поднятого ими на щит утверждения о том, что принятие Кабмином в феврале нынешнего года постановления "О создании Национальной акционерной компании "Нефтегаз Украины" якобы представляет собой прецедент приватизации имущества предприятий из перечня утвержденных ВР объектов, приватизации не подлежащих. Но даже средней руки юрист-хозяйственник возразит здесь, что согласно букве этого постановления предусматривается, что в собственности державы остаются все 100 процентов акций государственных акционерных предприятий, создаваемых на базе госпредприятий из этого злополучного перечня. Кроме того, опять-таки в соответствии все с тем же постановлением, 100% акций Компании, выпускаемых в размере ее уставного фонда, остаются в государственной собственности до принятия в установленном порядке отдельного решения относительно их продажи. Наконец, уставом Компании четко предусмотрено, что государственным имуществом, не подлежащим приватизации, она управляет с непременным учетом всех законодательных ограничений относительно его отчуждения.

В то же время представляется совершенно очевидным -- особенно на фоне нынешних российских потрясений, да и просто с учетом близящейся зимы, -- что Украина как никогда нуждается в эффективном управлении нефтегазовой отраслью с концентрацией "мозгов" даже не столько на управленческом, министерском уровне, сколько в единой мощной мобильной организации практиков, непосредственно двигающих рыночные рычаги. Дробление отрасли на "удельные княжества" представляется целесообразным лишь их вассалам, заинтересованным не столько в перекачивании энергоносителей, сколько в выкачивании сверхприбылей неназойливым шантажом в виде "прикручивания крана" и последующего взвинчивания цен. От чего не становится лучше ни промышленности, ни обывателю.