1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №141 (144) за 25.07.98

ОБИДЧИКОВ ВЫЗЫВАЮТ НА ДУЭЛЬ

На фестивале детского кино в Артеке Андрея Ростоцкого ("Они сражались за Родину","Эскадрон гусар летучих", "Это мы не проходили", "Дни Турбиных", "Непобедимый") в актерской тусовке практически не было. Мне сказали, что он живет в другом пансионате, ловит рыбку на причале и не собирается вести светскую жизнь.

Позвонила в гостиницу, обуреваемая недобрыми предчувствиями: сейчас я долго буду объяснять кто я и зачем звоню, а он долго ломаться -- ах, нет, я не даю никаких интервью. На разговор мой визави неожиданно быстро согласился и когда через два часа я шла по палубе "Маршала Кошевого" ему навстречу, он уже стоял в окружении телекамер. Издалека помахал мне рукой ("Сразу понял, что это ты") и вежливо отказался от разговора с телевизионщиками ("Я уже обещал").

Я НЕ ИГРАЮ В ИГРЫ, КОТОРЫЕ НРАВЯТСЯ БОЛЬШИНСТВУ

-- Андрей, чем занимаешься в условиях развала кино и проката?

-- Я сейчас не снимаю. Проекты есть и желание есть, но какое-то уже вяленькое, потому что снимать "малолитражные" картины за $ 250 тысяч как-то не хочется. В свое время я совершил героический поступок -- за 740 тысяч рублей снял 2-серийную "костюмную" картину "Зверобой". Точно так же за месяц я снял "Мужскую компанию". Но все мои теперешние проекты -- по Пикулю, Грину, другим замечательным писателям -- предполагают большое вложение денег.

-- А Грин с твоей точки зрения -- это хорошая литература?

-- Я сам долгое время не мог себе ответить, почему я его поклонник. А потом нашел у Шкловского: "В каждом человеке живет титан. Но ему мешает то, что он помнит о себе. А герои Грина о себе забывают". Мне это очень импонирует -- стремление человека к чему-то высокому, чистому. Сегодняшнее кино вырождается в демонстрацию технических возможностей, технологизацию, и мне это больно. Наверное, тот мир, в котором я живу, можно назвать чрезмерно романтичным. Но романтиков не бывает "последних", это необходимо каждому из нас, даже тем, кто об этом не догадывается. Да, можно приводить аргументы нерациональности такого взгляда на жизнь. Но мне уже за 40 и нет смысла перестраиваться, чтобы заставить себя играть в те игры, которые нравятся большинству.

-- Что же теперь?

-- Теперь, как у Бунина, надо "тихо, мирно унести свой огонек в дальние пещеры" до того времени, пока он опять кому-нибудь понадобится.

Я ЗАРАБАТЫВАЮ БОЛЬШЕ, ЧЕМ МОЙ БРАТ -- ПРОФЕССОР ВГИКа

-- В какой же дальней пещере он сейчас горит?

-- В Московском институте современного искусства, где я преподаю сценическое движение и бой -- зарабатываю на жизнь своей шпагой. Это коммерческий вуз и зарабатываю я чуть-чуть больше, чем мой брат -- профессор, преподающий в ГИТИСе. Год я делал телевизионную программу "Аты-баты" и получал от этого огромное удовольствие. Хотя это, казалось бы, солдафонская специфика. Сейчас на канале Культура я веду военно-исторический журнал, рассказываю об интересных вещах -- об оружии, великих полководцах и многом другом.

-- Тебя сейчас приглашают сниматься?

-- (Абсолютно негрустно.) Сейчас -- нет.

-- Когда в последний раз ты работал как актер?

-- Это было два года назад -- в боевике "Тот, кто нежней", где я играл современного бандита. Но такого, знаешь, романтичного.

-- Обидно, что не приглашают сниматься? И как ты думаешь, почему так происходит?

-- Нисколько не обидно. Я всегда спокойно относился к этому и когда меня не утверждали на роль в последний момент, и когда перестали приглашать. Знаю, существует мнение, что меня в свое время "толкал" отец. Наверное, в этом есть доля истины -- взять на ту или иную роль сына руководителя одного из объединений на студии Горького было заманчиво, однако ни за одну свою работу в кино мне не стыдно. Поэтому, давай так: папа -- отдельно, я -- отдельно. Кроме того, я действительно занял нишу, которую тогда было некому занять: молодые актеры готовили себя к роли Гамлета или в крайнем случае, секретаря обкома -- без дублера-каскадера работать в случае чего не могли. А я мог, потому что с института хотел работать именно в приключенческом кино. Таком как, например, "Конец императора тайги". Я этот фильм видел в Африке на французском языке, представляешь? И зритель принимал на ура!

ДЕНИС ДАВЫДОВ БЫЛ НЕКРАСИВ, НО НЕ ДО ТАКОЙ СТЕПЕНИ

-- Говорят, что в фильме "Эскадрон гусар летучих" на роль Дениса Давыдова пробовался Костя Райкин, а утвердили тебя...

-- Ну не было в то время актера, который бы так, как я, ездил на коне! Да, были дрязги по поводу других артистов. До меня тоже доходили слухи, что режиссер мечтал, чтобы в этой роли снимался Костя. Когда на всяких пресс-конференциях уже достали этим вопросом насчет Кости, я разозлился и сказал: "Да, конечно, Денис Давыдов был не чистокровным русским, но в его жилах текла татарская кровь. Кроме того, он конечно был некрасив, но не до такой степени".

-- Райкин не обиделся?

-- (Снисходительно.) Ну, наверное, нет. Раз не вызвал на дуэль...

-- А как поступаешь ты, когда обижаешься, неужели на дуэль вызываешь?

-- (Холодно.) Я не даю повода для оскорблений. А если кто-то пытался это сделать, то как-то "умирал" сам по себе -- и все.

-- Андрей, ты вроде как лауреат премии МВД. За какие заслуги перед родной милицией удостоился такой чести?

-- (Напряженно вспоминает.) А-а-а, да! Я очень много сыграл всяких ментов в кино. Для того, чтобы сыграть в такой картине как "Внимание всем постам", мы с режиссером сделались внештатными сотрудниками уголовного розыска. Выезжали вместе с нарядами милиции ловить преступников. Это очень интересно, между прочим...

-- Вот ты сказал, что ни за одну свою картину тебе не стыдно. То есть ни грамма иронии по отношению к себе. Вообще, ты человек пафосный?