1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №8 (263) за 16.01.99

ЗАПЛАТИ ШТРАФ -- И ХУЛИГАНЬ. ИЛИ НАОБОРОТ

Мы ворчим, когда контролер в автобусе требует штраф за безбилетный проезд, но покорно ищем в карманах шесть гривен. Если решили продать кофточку в подземном переходе и "нарвались" на стража порядка, готовим не менее двух сотен. Общеизвестно -- ничто так не дисциплинирует, как штрафы. Провинились -- заплатили. Но если в школе потребуют денежную компенсацию за проделки сына, мы наверняка придем в негодование.

Случай первый. Родители купили мальчишке лазерную указку: такая себе безделица наподобие фонарика. Ни папа, ни мама не подозревали, насколько безобидная с виду игрушка опасна: ожог глазной сетчатки получили учитель и одноклассница парня.

Случай второй. Вечером домой к девочке-отличнице пришла мама одноклассника и потребовала тридцать долларов за... два выбитых зуба. Она утверждает, что в потасовке на перемене именно девочка толкнула ее сына.

Случай третий. На перемене в драке один из парней так толкнул второго, что тот при падении сломал ребро. Когда виновника спросили, зачем он это сделал, ответ был неожиданным: "Просто пошутил".

К этим казусам прибавим те, которые случаются ежедневно: синяк, порванная рубаха, сломанный в порыве страсти стул, "забомбленные" пластилином стены... Учитель физики столичной школы № 40 Любовь Новикова за шалости учеников предлагает штрафовать родителей.

"ТВОИ ДРАКИ ДОРОГО СТОЯТ"

-- В дневнике одного своего ученика я написала: "Милый, родной Сашенька. О тебе родители совсем забыли, если с 26 октября до 22 декабря ни разу не заглянули в твой дневник". Сегодня многие папы и мамы не интересуются жизнью своих детей -- следят только за тем, чтобы ребенок был сыт и одет. В лучшем случае мама уточнит, выполнило ли ее чадо домашние задания. Лишь немногих волнует настроение ребенка, его успехи или неудачи за прожитый день. А если что-то случается, родители предъявляют претензии учителям. Но ведь в школе ребенок проводит всего 5--6 часов в день.

Недавно вызвала маму девятиклассника -- он начал плохо учиться и, главное, стал каким-то подавленным. Поделилась своей тревогой и выяснила, что отец к нему плохо относится, мальчик его очень любит, а взамен не получает ни внимания, ни ласки. "Давай поговорим завтра, я устал", -- слышит юноша от папы. Такие дети очень замкнуты и закомплексованы. Свою обиду или злость они гасят драками, агрессивным поведением. Есть ученики, за каждым шагом которых нужно следить. И только совместные действия педагогов и родителей могут помочь ребенку. Заметьте, что на школьные собрания ходят мамы и папы хороших учеников, а те, чьи дети плохо учатся и хулиганят, даже не появляются.

Система штрафов должна обратить внимание родителей на детей. Пусть первый раз это будет предупреждением, за повторную драку -- штраф, скажем, пятьдесят копеек, повторилось в пятый раз -- тридцать гривен. Родители подумают и скажут: "Знаешь, дружок, нам твои драки дорого обходятся". Они будут заинтересованы в том, чтобы следить за поведением ребенка, лишний раз прийти в школу или заглянуть в дневник. Несомненно, эта идея вряд ли понравится родителям, но, к сожалению, сегодня заставить их ответственней относится к своим обязанностям невозможно -- миром правят деньги.

Еще одно интересное мнение по этому вопросу высказала психолог, научный сотрудник Киевского института психологии имени Костюка Татьяна Добровольская:

-- Я не могу однозначно выступать ни за, ни против введения системы штрафов в школе. Это мера наказания в первую очередь находит отклик родителей (или не находит!), а ученик реагирует исходя из реакции пап и мам. Система штрафов не может гарантировать эффективную борьбу с недисциплинированностью и шалостями, поскольку деньги не могут заменить семейное воспитание. На первом месте в борьбе с детскими проступками были и остаются педагогические меры.

Популярная сегодня система платного образования свидетельствует о стимуляции успеваемости учащихся родителями в тех лицеях, гимназиях, где полученные знания стоят потраченных денег. Там мы не увидим ободранных парт, выбитых стекол, обиженных товарищами соучеников и расстроенных постоянными выходками учеников педагогов. Все понятно: родители платят, значит, этим нужно дорожить.

Так почему же не приучить всех учеников к ответственности? У родителей детей из обычной бюджетной школы доходы не самые высокие, и ученики лишний раз поймут, что для их пап и мам заплатить штраф за исцарапанную парту или синяк под глазом у одноклассника накладно -- в первую очередь необходимо обеспечить семью.

ПАПЕ И МАМЕ НЕ ДО НАС

Предложение Любови Николаевной в Институте проблем национального воспитания, содержания и методов обучения пришлось не ко двору.

-- Это неэтично со стороны педагогов. Как можно взымать штраф с родителей, если порядок нарушает ребенок? Если у сына или дочери, к примеру, нарушена функция щитовидной железы, это может отразиться на их неадекватном поведении. Как быть в таком случае? -- размышляет заведующая отделом Светлана Кириленко. -- У педагогов достаточно различных методов воспитания, можно обойтись без штрафов.

К идее можно относиться по-разному: возмущаться или поддерживать, соглашаться или нет. Но стоит задуматься, много ли мы знаем о наших детях? Спрашивали мы когда-нибудь у них, влюбленных в компьютеры и "Макдональдс", предпочитающих одежду кислотных цветов и готовых даже спать в роликовых коньках, что для них важнее всего в этой жизни. Деньги? Свобода? Любовь? Нет. Оказывается, новое поколение на первое место ставит... счастливую семейную жизнь (по результатам опроса Украинского института социальных исследований). "Мы понимаем, что маме и папе не до нас", -- обижаются дети и имеют на это полное право. Ведь мы, как утверждают социологи, уделяем воспитанию детей всего... пять минут в день.