1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №175 (430) за 21.09.99

"ДЛЯ МЕНЯ ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА С ГОРОДОМ, ОБЛАДАЮЩИМ МАГИЧЕСКИМ ИМЕНЕМ КИЕВ, -- РАДОСТЬ И СЮРПРИЗ"

Впервые в жизни (своей и нашей) в Киеве -- Морис Бежар, культовый хореограф, который работал с Сержем Лифарем, Рудольфом Нуриевым, Игорем Стравинским. Именно в Киеве он решил вновь удивить мир премьерой балета по повести Гоголя "Шинель". В воскресенье мы встретили Маэстро, прибывшего из Цюриха в Борисполь.

Несмотря на то, что в артистическом мире его называют Мефистофелем, Бежар оказался небольшого роста, одет супер-просто: черный джемпер, потертые джинсы, скромные кроссовки. Его принадлежность к богеме выдавал только небрежно наброшенный красный шарф.

Люди такого масштаба отличаются невероятной скромностью и естественны в общении. Бежар не любит повышенного внимания к себе, и единственным его условием было наличие охраны. Никаких особенных требований по условиям проживания, а также по поводу еды, питья и всего остального не высказывал. В еде танцовщики неприхотливы, предпочитают вегетарианскую пищу. Кстати, Бежару очень нравится украинская кухня: борщ и брынза. В прошлом году, когда труппа гастролировала в Москве и Санкт-Петербурге, он предпочитал обедать в украинском ресторане. В Киев всемирно известная труппа "Бежар Балет Лозанн" прибыла в количестве 50 человек, из них 30 артистов.

-- Для меня приезд в Киев -- огромное удовольствие. Несмотря на то, что у меня карьера довольно насыщенная, на моей карте остался terra incognita этот большой город, обладающий магическим именем. И для меня первая встреча с ним будет неожиданной. Это -- и радость, и сюрприз, поскольку это случается нечасто. Я ожидаю многого от этой встречи, и возлагаю на нее большие надежды.

-- В чем именно магия названия нашего города, что вы знаете об Украине и чего ожидаете от этой поездки?

-- С детства я слышал о разных странах, и Киев возникал в наших разговорах очень часто. Думаю, что для всей вашей цивилизации этот город сыграл значительную роль. Не могу лукавить, и не скажу, что всю жизнь только и делал, что думал об Украине. Что касается истории, политики, да и просто в общечеловеческом плане, в Украине было много событий, повлиявших на ход истории в целом. Но вы-то прекрасно знаете историю!

-- Возможно, имело значение и имя Сержа Лифаря, который жил здесь?

-- Конечно! Я имел счастье встречаться и работать с ним. Он даже создал один номер для моей труппы, когда занимался хореографией. Но еще до знакомства с ним я уже знал о том, что такое Киев.

-- Расскажите о премьере, которой вы нас порадуете.

-- Мы попытались создать небольшой балет, либретто которого основано на тексте насыщенном, но коротком. Наш спектакль инспирирован "Шинелью" Гоголя. Роль Акакия Акакиевича исполнит Жиль Роман. Оригинальную музыку сочинил Уго Любар, создавший музыку для пяти постановок. Нам хотелось бы, чтобы первый контакт с Украиной и Киевом был удачным. Я мог бы сделать и "Тараса Бульбу", но это слишком сложно: понадобилось бы много костюмов и декораций.

Морис Бежар обладает прекрасным чувством юмора, и, к примеру, оценка собственной деятельности на сегодняшний день в его исполнении звучит примерно так: "С этим придется немного подождать, чтобы потом оценить, но ведь может быть слишком поздно! Поэтому предпочитаю не задумываться об этом."

Основная забота для Маэстро -- постоянно расширять публику, чтобы привлечь внимание как молодых, так и тех, кому от 50-ти до 80-ти. А также -- представителей разных сословий, тех, кто никогда ранее не бывал на балетных спектаклях. "Ведь мы не задумываемся о том, какие мы -- кто старше, кто моложе -- это, как толпа на улице -- человечество в процессе существования. В зависимости от этого даже стиль нашего танца преображается".

Мориса Бежара интересует в этой жизни все: география, история, политика. Жизнь многогранна, и художник не может отрываться от нее. На вопрос о том, как он собирается встретить 2000 год Рождества Христова, Маэстро ответил с хитрой улыбкой:

-- Честно говоря, мне слегка наплевать на то, что говорят об этом, потому что меня это не интересует. Моя жизнь никак не изменится: ни в лучшую, ни в худшую сторону. Каждое утро я планирую день, в начале года я расписываю репетиции, постановки, выступления. 2000-й год для китайцев ничего не означает, так же, как для мусульман или же евреев. И даже у православных и католиков этот момент не совпадает. Поэтому дата эта идиотизирована. В жизни так много других проблем, которыми нужно заниматься! Люди возможно, воображают, что с приходом 2000 года, как по мановению волшебной палочки, их жизнь изменится? Надо просто работать!

Этим летом у него не было времени продолжить свои мемуары: был всего один месяц отдыха. Но во многих постановках он дает волю своим воспоминаниям. Особенно в старых балетах: "Парижское веселье", "Щелкунчик". Как директор труппы, Бежару приходится планировать ее работу, но в личной жизни он -- полная противоположность: часто не знает, чем займется завтра, все решается спонтанно. На далекое будущее свои проекты он не планирует: поди знай, что с нами будет?

У выдающегося хореографа все-таки есть композитор, которому он отдает предпочтение -- это Игорь Стравинский, на музыку которого создано 12 балетов. Во второй программе киевских гастролей мы увидим фрагменты из предыдущих постановок и два -- совершенно новые. Морис Бежар осуществил 12 постановок в Париже, Гамбурге, Мариинском (им. Кирова). Через два месяца в Парижской опере состоится премьера нового балета в его постановке.

Его балеты танцевали Рудольф Нуриев (для него Бежар поставил спектакль на музыку Густава Малера, он танцевал "Весну священную" с его труппой), Майя Плисецкая, Владимир Васильев, Ася Муратова.

Солист "Бежар Балет Лозанн" и ассистент Маэстро, Жиль Роман, сообщил нам по секрету, что Морис -- человек сложного характера, причем всегда знает, чего он хочет, и планку своих требований ставит очень высоко. Но общий язык они всегда находят. Труппа -- одна из самых престижных, попасть в нее невероятно сложно, но быть ее артистом еще ничего не значит. Нужно постоянно работать, чтобы остаться в ней.

P.S. Сегодня во Дворце "Украина" одноактные балеты в постановке Мориса Бежара "Жар-птица", "Болеро" и "Барокко бель канто" в исполнении артистов всемирно известной труппы "Bejart Ballet Lаusanne". 23 сентября -- гала-концерт и мировая премьера.