1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №230 (233) за 01.12.98

ПРЕМЬЕРНЫЙ МАРАФОН

Такого в Национальной опере не то что давно, а, пожалуй, вообще не бывало: две премьеры за два дня!

Купившие билеты на "Дон Кихота" Минкуса с удивлением обнаружили, что в субботу в театре -- премьера нового спектакля с необычным для балета названием "Слышишь ли ты меня?" (постановка австрийского хореографа Алекса Урсуляка). Немногие знали, что театр работает над таким балетом, а большинство посвященных отнеслись к этому весьма скептически. Возможно, потому, что сам Алекс на пресс-конференции сообщил, что ранее ставил свои спектакли в основном с детьми. По неизвестной причине отказался принимать участие в этой работе главный балетмейстер Анатолий Шекера, имя которого значилось среди художественных руководителей проекта.

Как к любому творению рук человеческих, к новому спектаклю отнеслись по-разному. Знатоки испытали некоторое замешательство, не обнаружив в нем многого из того, что позволяет назвать постановку собственно балетом: драматургия "вне сюжета", без особых подъемов и спадов, а хореография показалась уж слишком облегченной, маловыразительной и однообразной. Любителям балета, пришедшим просто приятно провести время, понравилось, что в респектабельном театре наконец-то появился легкий и непринужденный спектакль. Музыкальный ряд (записи популярных групп, хиты Майкла Наймана) тоже способствовал созданию атмосферы отдыха и развлечения.

Показалось, что артисты работали с удовольствием, сбросив оковы "классики", и, по мнению специалистов, вполне возможно, что со временем балет все же "вытанцуется". Виктор Яременко, Светлана Павличенко, Татьяна Белецкая украсили спектакль. Что ж, теперь у каждого из них есть замечательный номер для какого-нибудь концерта "по поводу".

Естественно, мы не станем сравнивать балет и оперу, и уж тем более -- Наймана и Моцарта. Оперу "Дон Жуан" в Украине поставил пока единственный театр. Это было уже почти десять лет назад, когда дирижировал Олег Рябов. После смерти талантливого музыканта спектакль как-то "прикрыли". Режиссер-постановщик, народная артистка Украины Ирина Молостова решила, что это несправедливо. Появление в труппе нескольких молодых солистов (Валерий Мурга, Елена Клейн, Дмитрий Агеев, Василий Колибабюк) привело ее к единственно правильному решению: возобновить спектакль с молодым составом во главе с дирижером Александром Барвинским.

Но не повторять же то, что уже было! Ирина Молостова восстановила первую авторскую редакцию оперы под названием "Дон Жуан, или Наказанный развратник". Пересказывать уже вечную легенду-сюжет о самом знаменитом герое-любовнике -- занятие неблагодарное. Артисты постарались вдохнуть жизнь в героев довольно-таки статичной оперы-сериа: девушки демонстрировали ножки и раздевались, мужчины эффектно фехтовали и стреляли из мушкетов, пугая публику.

Оркестр играл как никогда слаженно и вдохновенно. С огромным энтузиазмом работала вся группа, но выделились, конечно, главные герои и опытные мастера: Валерий Мурга (Дон Жуан) показал себя зрелым певцом, проведя весь спектакль и покорив сердца не только оперных героинь. Дмитрий Агеев (Лепорелло), под стать партнеру, отработал честно и эффектно свою виртуозную партию. Ирина Даць (Донна Анна) предстала в новом образе женщины сильной и властной, настоящей испанки. Елена Клейн (Донна Эльвира) оказалась не только увлеченной и покинутой по сюжету. Кто мог ожидать, что эта скромница разденется и набросится на бедолагу Лепорелло! Очаровательная Церлина в исполнении Валентины Степовой за короткое время получила серьезный жизненный урок, превратившись из юной неопытной девушки в прагматичную супругу.

Правда, не обошлось и без курьезов: суфлер так отчетливо проговаривал текст, что его слышали не только певцы, но и публика. Оказалось, это старался для своей супруги молодой Николай Гамкало. Дыму в сцене со статуей, что называется, не пожалели: закашлялись даже шокированные слушатели, а духовикам и певцам каково?

В общем, получилась настоящая, как указано у самого Моцарта, "веселая драма".