1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №28 (283) за 13.02.99

БАРАНЫ, ИДУЩИЕ НА БОЙНЮ, НЕ ВОЗВРАЩАЮТСЯ

Национальный симфонический оркестр Украины давно и заслуженно пользуется славой скандального коллектива. После многочисленных историй со "съедением" главных дирижеров ( а таковыми считаются знаменитые музыканты Натан Рахлин, Федор Глущенко и Игорь Блажков), дошел черед и до нового худрука, ставшего камнем преткновения в конфликте с экс-главным, Теодором Кучаром. Комментирует ситуацию народный артист Украины, художественный руководитель и музыкальный директор оркестра Иван
Гамкало.

Александр Горностай и Иван Гамкало
-- Когда оркестр стал национальным коллективом, должность главного дирижера создали специально для Теодора Кучара. В договоре с ним есть пункт о том, что он получает 75% ставки с правом выезда на гастроли с разрешения руководства. Теодор Кучар одновременно является музыкальным директором филармонического оркестра и дирижером оркестровой студии в Боулдере (США), артистическим директором Австралийского фестиваля. Он подписал контракт штатного дирижера, а по сути был гастролирующим: отсутствовал полгода. Я обратился в Министерство с просьбой ввести в штатное расписание 1/4 ставки дирижера (по его же просьбе), мне пошли навстречу, но тут он отказался. Г-н Кучар собрал свою пресс-конференцию в помещении оркестра, о которой меня даже не поставили в известность! Он несколько лет занимался "теневыми" записями CD, наверное, заработал кое-что. В Украине их купить нельзя, компания "Marco Polo" имеет прибыли, а оркестру -- ни копейки: только музыкантам выплачивались мизерные гонорары.

С самого первого дня он конфликтовал. Но делами оркестра как директор не занимался и не имел права подписывать финансовые документы. Когда в октябре 1997 года я стал директором и худруком, оказалось, что у них два директора-распорядителя. Одного уволили, а потом пришлось восстанавливать по суду и выплатить 1500 грн. В бухгалтерии полный развал: только-только 5000 грн. пени перечислили в Пенсионный фонд. Затеяли ремонт, не согласовав в министерстве смету -- Укрреставрация выставила счет на 20 000 плюс 20 000 пени.

НАШИ КОНЦЕРТЫ УБЫТОЧНЫ

-- Национальный симфонический -- самостоятельная единица?

-- Да, но у нас нет помещения, мы не имеем права заниматься коммерческой деятельностью. Мы договорились с филармонией при поддержке министерства, что каждую субботу будем давать концерт. Для репетиций получили зал. Мы уже могли планировать концерты на полгода вперед! Когда филармония проанализировала этот процесс с коммерческой точки зрения, выяснилось, что наши выступления убыточны. Был случай, когда продали всего 20 билетов. После скандального случая с этим обращением (зачитанным публике перед концертом -- В.М.) договор был расторгнут. Мы имели уникальную возможность выступать каждую субботу, и еще получать "норму". "Прибыли" даем 50 грн., коллективу платят 300, при этом затраты на каждый вечер -- 4000. Наверное, такие вещи нужно ценить.

-- Коллектив сложный, но вы все же решились им руководить.

-- Знаете, я почему-то верю в него. Порой кажется: люди с невысокой культурой, но профессионалы. Несколько "заводил" толкают всех на противоправные действия: назначение главного дирижера -- не в их компетенции. Я заявил: если вы хотите вести свою линию в оркестре, берите на себя ответственность за все. Когда бараны идут на бойню за "вожаком-провокатором", они уже не возвращаются!

И все таки -- Национальный симфонический имеет будущее. Этот оркестр -- первый де-факто и де-юре в Украине. В нем собраны многие талантливые музыканты. Но уже несколько лет мы без концертмейстера! Уезжают те, кто может играть. Только в прошлом году уехали 15 человек. Наибольшая ставка у нас 280, сейчас мне удалось из фонда экономии прибавить концертмейстерам по 15%, министерство поддержало нас, и даже чуть увеличили фонд зарплаты. Мы вышли с предложением сократить количество оркестрантов второй категории, увеличить ставки высшей, были на приеме у премьер-министра с просьбой перевести оркестр на бюджет. Пока мы на субсидии: должны зарабатывать 50%, а можем только 5. В указе о создании оркестра в 1918 году был определен его бюджет в 66 300 крб., а сейчас на наше содержание в месяц нужно
30 тыс.грн.

ВРЕМЯ ИДЕТ, ПЕНА СХОДИТ

-- А что входило в ваши планы?

-- Мы придумали несколько интересных циклов "Золотые голоса", "Музыкальный календарь", "Вершины симфонической музыки", в которых принимали участие известные музыканты. Посольство Германии и Гете-институт, посольства Чехии, Румынии, Польши, Италии помогают с нотным материалом, финансируют гастролеров. Есть проект исполнить к 250-летнему юбилею Гете "Эгмонт" и "Сцены из "Фауста" Шумана. Летом снова будем проводить международные мастер-классы.

-- Иван Дмитриевич, какие у вас отношения с Союзом композиторов Украины?

-- К сожалению, у нас не получился разговор с руководством СКУ. Поэтому работаем сами: организовали вечер Николая Колессы, подготовили программу в рамках "Киев-мюзик-феста", играли "Музыкальные премьеры сезона", готовим вечера Ревуцкого и Людкевича.

У нас много проблем. Тем не менее я обратился к мэру города с предложением возродить 200-летнюю традицию парковых концертов в Летнем театре. Отговорка из горадминистрации была такой, что оркестр-де не в их подчинении.

-- К сожалению, не все зарубежные гастролеры на уровне, были случаи с норвежским, американским и турецким концертами...

-- От этого никто не гарантирован. Понимаете, когда мы получаем пресс-релиз, там все красиво расписано, и мы "попадаемся на крючок". У меня очень много заявок от исполнителей, некоторым отказываем. Удачные вечера были с участием Горицки и Поннеля (Германия), Шнайдера (Швейцария). Знаете, тенденция принимать все заграничное за лучшее еще сильна: во многих коллективах работают иностранцы, уровень которых, мягко говоря, ниже среднего. И в то же время нашей талантливой молодежи не находится места.

Время идет, пена сходит... Если бы хотя бы эти зарплаты выплачивали регулярно, можно было бы рассчитывать на прогресс. Меня обнадеживает указ Президента о переводе национальных коллективов на полное финансирование. Ну что мы можем требовать, если шахтеры, летчики, врачи и учителя не получают зарплаты? Поэтому я отпускаю оркестрантов в зарубежные поездки с другими коллективами.

Видите ли, после того, как был создан филармонический оркестр, хозяева зала теперь они, получают хорошую зарплату, лучшие гастролеры играют с ним. Наш оркестр утратил многое: мы теперь здесь гости...