Выпуск газеты Сегодня №47 (302) за 13.03.99
ЗАПОРОЖЦЫ -- ЗА ДУНАЕМ. А ДОМА -- ТУРКИ?
ВМЕСТО СЕРДЦА -- ПЛАМЕННЫЙ МОТОР
О применении своих двигателей запорожские моторостроители постоянно ведут переговоры с ведущими самолетостроительными фирмами СНГ -- имени Туполева, Антонова, Миля... И прежде всего, с производителем боевых вертолетов нового поколения семейства Камова. А ведь эти машины могла бы производить сегодня Украина -- при условии приобретения соответствующей лицензии. И в Украине будут делать вертолеты. Вместо отлетавшего свое Ми-2 будут собирать четырех- и шестиместные патрульные вертолеты Ка-226 с двигателями АИ-450.
-- После соответствующего правительственного постановления вот уже три года мы топчемся на месте, -- сетует Вячеслав Александрович. -- Никак не решат, где вести сборку вертолетов -- то ли в Виннице, то ли в Феодосии, где сохранилась некоторая база и кадры. Я бы хотел, чтобы Ка-226 делали у нас. Мы бы уже давно наладили их сборку в Запорожье, но...
НОВЫЙ ШАНС ДЛЯ СТАРОГО "ВОЗДУШНОГО ТАКСИ"
Большинство потенциальных заказчиков запорожцев оказались неплатежеспособными, производство сократилось. Поэтому за последние десять лет коллектив АО "Мотор Січ" сократился с 42 до 30 тысяч человек. Надо признать, что предприятию удалось обойти наиболее опасные рифы нынешнего финансового кризиса и даже инвестировать в развитие. Так, в прошлом году на реализацию различных перспективных программ оно израсходовало более 85 млн. долларов. Откуда взялись эти деньги? В том числе и из зарплаты моторостроителей. Зато сегодня запорожцы имеют возможность постоянно расширять рынки сбыта своей продукции. Об этом свидетельствует и реализация межгосударственного украинско-российско-белорусского проекта по модернизации самолетов Ту-134.
Из всех летательных аппаратов, созданных в СССР, Ту-134 имеет самый прочный корпус. По оценке конструкторов КБ имени Туполева, эти самолеты можно эксплуатировать еще не менее 30 лет. Да вот двигатели Д-30, изготовленные в 60-е годы в Рыбинске, давно устарели: по выбросам вредных веществ в атмосферу они намного превышают допустимые нормы. Поэтому сегодня Ту-134 признают лишь в азиатских странах, где экологические требования к авиатехнике невысоки. В целом реализация проекта сулит неплохие перспективы для запорожских моторостроителей -- в разных странах мира, как заверил г-н Богуслаев, модернизации подлежат не менее 470 самолетов.
По условиям проекта, старые рыбинские "движки" заменят запорожскими Д-436 последней модификации, имеющие международный сертификат и удовлетворяющие по выбросам в атмосферу самые жесткие требования. Кроме того, по словам Вячеслава Богуслаева, их топливная эффективность на 30 процентов выше. -- И это когда крупнейшие авиакомпании мира борются за улучшение топливной эффективности двигателя на 1--3%! Так что разница в цене должна окупиться в течение двух лет. Такая модернизация Ту-134, включающая также замену системы управления, будет осуществляться в Минске. Вот только когда? По мнению Богуслаева, реализацию проекта тормозят таможенные барьеры между странами-партнерами.