1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №218 (221) за 13.11.98

АФРОДИТ ГЕОРГИЕВИЧ И ДРУГИЕ

В минувшие выходные на Новый канал был приглашен корреспондент известной газеты. Ошалевший от счастья быть увиденным многомиллионной аудиторией, г-н журналист жеманничал, строил глазки ведущему, ерзал на стуле -- словом, выпендривался не хуже своего оппонента Романа Виктюка. Казалось, еще секунда, и он, подобно Изнуренкову из "12 стульев", с криком "Ах, ах, высокий класс!" ринется к зеркалу.

Никогда бы не начала с критики "собрата по оружию", но вынуждена признать, что именно крайняя степень самолюбования и экзальтированности характерна не столько для журналистов, сколько для актеров на телеэкране. А последних в качестве телеведущих становится все больше и больше, и количество их на украинском ТВ достигло критической массы (к "одинокому холостяку" Богдану Бенюку, затейнице Виктории Малекторович -- "Три точки", "папам семерых козлят" Сергею Бойко и Игорю Славинскому -- "Вечерняя сказка" присоединились Руслана Писанка -- "Утречко", Татьяна Назарова -- "Быть женщиной", Анатолий Хостикоев -- "Дела мужские").

Не сомневаюсь, что руководители телепроектов приглашают актеров, рассчитывая на имя. Но телевидение -- не антреприза с давкой у провинциальной кассы, послепремьерным ужином и утренним отъездом ("с утра я не готов голосовать"). ТВ требует ежедневного вложения личностной энергии, потогонного труда, а главное... некоторых раздумий. В конце концов, это другая профессия, основанная не на "искусстве представления", а на таланте органичного существования в кадре. Здесь не нужно никого изображать, кроме себя самого. Уверена, что никому не придет в голову пригласить артиста прочитать доклад на всемирном конгрессе физиков-ядерщиков, а вот на ТВ -- пожалуйста!

Получается тухло. Бенюка, например, не спасает бодрый тон (а ля "я же ваш врач -- доверьтесь"), скучные гости и два временами остроумных персонажа из "Арт-обстрела". "Никто ни в чем не виноват", как поет лженимфетка Анжелика Варум, но все эти детали холостяцкого шоу выглядят как наряды из секонд-хенда, представленные массовиком-затейником на полставки. То же можно сказать о безумных метаниях у карты "метеоролога" Николая Луценко ("Миколина погода") или благообразных советах женщинам Татьяны Назаровой.

Анатолий Хостикоев пошел другим путем -- ему не до шуток. Во всех передачах рефреном проходит мысль (отрывки из собственных спектаклей, длинные проходы по улицам в плаще и шляпе, эффектные ракурсы и т.д.), что главные "мужские дела" -- у него, у Хостикоева. Если речь идет о директоре детективного бюро, то ведущий немедленно наряжается в бронежилет ("все, идем на дело!") и эффектно поигрывает пистолетом ("а немцы их носили с этой стороны"). Потом идут маловразумительные кадры -- интервью со смертником Тимофеевым (при чем здесь начальник детективного агентства и мужские дела?) и "киношка" про то, как мужественный Анатолий набивает морду группе нехороших товарищей.

Повествуя о "мужских делах" доктора или пожарника, Анатолий Георгиевич ищет адекватный образ лирического героя. Так, рассказывая о пожарнике, он выходит из пены огнетушителя точно из пены морской. Несмотря на решительный вид, казаться загадочным и уместным в интерьере ему мешают фактура (крупное лицо из-под каски и др.) и комичность ситуации -- в самом деле, не Афродита ведь.

Чисто актерская страсть к переодеванию не покидает артистов и на телевидении. Трудно запомнить, о чем говорит Наталья Сумская в "Семейной кухне", зато нельзя не заметить, что с упорством, достойным лучшего применения, она меняет головные уборы -- хустки, очипки, косынки -- все это как из рога изобилия сыплется на голову ведущей в течение одной программы. Хочется робко заметить, что голова -- не всегда для того, чтобы шляпу надевать.

Руслана Писанка -- случай крайний: в силу популярности и того, что ее можно лицезреть ежедневно на общенациональном канале, пример ее провала особенно вопиющ. Из-за полиструктурности самого "Утречка" говорить о фиаско всей программы нельзя, потому что выстроена она достаточно профессионально и делается людьми небеcталанными. Проблема в другом: Руслана, не наделенная от природы мгновенной реакцией и умением импровизировать, выглядит в этой почти отлаженной системе звеном чужеродным. Чувствует она себя на телеэкране не очень комфортно, и если хостикоевские "игры в войнушку" раздражают, то Русина растерянность вызывает тоскливое чувство: "Елки, за что ж человека так мучить? Отпустили бы с миром..."

Честно говоря, все вышеперечисленные телеведущие гораздо лучше смотрятся на сцене или в кино, потому что там уместней игра "в героя". На телеэкране это выглядит как любительский фильм, снятый за три копейки областной киностудией. Боюсь, что зритель недоумевает, а над всем этим того и гляди раздастся громовой оклик Станиславского: "Не верю!"