1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №180 (183) за 19.09.98

"ТРИ ЭТАПА" ДЛЯ ЧМП

И какие только страсти не бушевали на скромной, тихой улице Пушкинской в славном городе Одессе! Какими только эпитетами не "крестили" -- и прелестный особнячок за высокой литой оградой, и весь в зелени и цветах дворик, и "пушкинские" эксклюзивные фонари...

И поделом "крестили". И правильно делали. Потому что -- и здание, и фонари, и литые решетки, и крайне шикарный евроремонт особняка -- были бы изумительно как хороши, если бы не кошмар, творившийся здесь в течение Бог знает скольких лет.

Потому что дом на Пушкинской -- это судоходная компания "ЧМП". Потому что растранжирить, пустить на ветер, "по миру" -- такое богатство, что было раньше... Это надо было, конечно, очень постараться. И долго думать, чтобы раздробить флот на очень много маленьких частей, породить сотню-полторы "президентов" мелких морских компаний, дабы однажды всем скопом оказаться в глубокой долговой яме, из которой весьма проблематично выбраться...

Истории, связанные с "Бласко", с именем Кудюкина (экс-президента судоходной компании), уже давным-давно сошли с газетных полос. И журналисты -- за столько лет -- уже устали отслеживать рост долгов ЧМП, а каждое арестованное в чужих водах судно -- больше уже не сенсация. Потому что арестованы практически все -- за долги. А те, что не арестованы, давным-давно уже чужие и ходят по морям и океанам совсем под другими флагами.

-- Кудюкин сидит, но дело его живет, -- грустно вздыхали сотрудники судоходной компании, вышедшие из здания во дворик "воздухом подышать", но скорее всего -- просто перемолвиться словом с журналистами...

-- Красиво, евроремонт... Зарплаты в компании нехилые... Но только не платят уже два года. Последний раз дали деньги еще при Диордиеве. Двадцать месяцев тому назад.

-- А сидим мы здесь, не увольняемся, потому что надеемся: когда-нибудь все-таки выплатит компания то, что нам задолжала...

После этого "конфиденциального" разговора (никто из сотрудников компании не рискнул назвать свою фамилию, дабы не "попасть в черный список" тех, кто "клевещет на ЧМП") в душе могло родиться лишь чувство абсолютной безнадеги, если бы не совещание -- за закрытыми дверями, -- которое именно в этот момент проводил премьер-министр Украины Валерий Пустовойтенко.

Сотрудники ЧМП не расходились по домам, ждали результатов, то бишь окончания совещания Валерия Павловича с новым руководством судоходной компании.

-- Может, все же удастся спасти ЧМП? -- риторический вопрос звучал в кругу сотрудников бывшего "Бласко", ожидавших "финала". -- Конечно, хочется, чтобы зарплату заплатили... Но не только это. Может, удастся все-таки возродить былую славу ЧМП? Жалко, когда все продано, все -- на аукцион, все -- "с молотка"...

...Разговор премьера с новым руководством ЧМП вместо запланированных 60 минут длился в два раза больше.

-- В порту Ильичевска стоят суда. Спрашиваю: "Наши?" Отвечают: "Нет, не наши", -- сказал премьер уже после всего -- на пресс-конференции. И зал почувствовал, с какой болью и тревогой Валерий Павлович произнес эту фразу.

Для того, чтобы понять причину огромной тревоги за судьбу ЧМП, обращусь к цифрам и фактам, почерпнутым из справки с грифом "для служебного пользования" (посему источник, предоставивший этот документ, назвать не могу).

"...Стоимость основных средств пароходства составляет 1227,7 млн. грн., из них -- 1079,4 млн. грн. -- стоимость судов грузового флота.

На сегодняшний день ориентировочная рыночная стоимость имущества, которое фактически находится на балансе пароходства, составляет 154,1 млн. долл.

Из них -- 23 единицы транспортных судов -- 89,9 млн. долл., 18 единиц служебно-вспомогательных судов -- 4,2 млн. долл., объекты береговой инфраструктуры -- 60 млн. долл. Кроме этого, ЧМП имеет акции проекта "Тамворс", включающего 10 судов-контейнеровозов типа СО-16, которые до 2002 года отрабатывают кредит, взятый под их строительство.

В течение последних лет Фондом госимущества и Минтрансом Украины на базе имущества, находившегося на балансе ЧМП, было создано 107 управленческих и судоходных компаний, а также дочерних предприятий.

Отсутствие четкого механизма управления и контроля за деятельностью переданных иностранным фрахтовщикам 83 судов привело к утрате контроля за их финансовой деятельностью. За период 1995--1997 годов из состава пароходства было продано в оффшорные компании и другим предприятиям имущества на сумму около 400 млн. долл.