1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №189 (192) за 02.10.98

"ТАЛАНТ, КАК ДЕНЬГИ..."

Юмористических программ в нашем телеэфире довольно много. Некоторые из них изготовлены в Украине ("Шоу долгоносиков", "СВ-шоу с Веркой Сердючкой", журнал "Каламбур"), другие -- куплены в Англии ("Шоу Бенни Хилла", "Летящий цирк Монти Пайтон"), третьи -- транслируются из России ("Джентльмен-шоу", "ОСП-студия", "Чердачок Фруттис", "Смехопанорама"). Я, конечно, могу что-то пропустить, но главное тут перечислено.

О "Шоу долгоносиков" писали много. Почему-то именно эта программа особенно привлекает внимание критиков. Когда она начиналась, в ней было немало смешного. Теперь же, несмотря на отдельные, достаточно удачные передачи, юмор в ней иссякает и полностью заменяется замшелыми гэгами с тортом, брошенным в лицо, и бесконечным битьем по голове тяжелыми предметами.

"СВ-шоу с Веркой Сердючкой", эксплуатируя талант и способность к перевоплощению Андрея Данилко, превратилось в серию интервью с известными певцами и актерами в относительно юмористическом ключе. К тому же роль Верки как ведущей иногда совершенно непонятна. Ну, сидит себе в кадре и травит анекдоты известный киноактер Алексей Булдаков. Были среди них свежие, были и "бородатые". Но при чем тут Верка?

Пожалуй, из всех украинских юмористических программ некоторой стабильностью отличается только журнал "Каламбур". Я не видел ни одной передачи, где бы совсем отсутствовало что-то смешное. Здесь все построено действительно по журнальному принципу: есть постоянные страницы, посвященные определенным, перетекающим из номера в номер сюжетам. Время от времени запас юмористической руды в тех или иных сюжетах иссякает, и авторы их разумно закрывают, заменяя новыми.

Одесско-российское "Джентльмен-шоу", выросшее из КВН и не доросшее до профессионализма, способно служить примером откровенной дурновкусицы. Все их псевдоодесские хохмы могут вызывать смех только у весьма невзыскательной публики. Я совсем не против так называемого одесского юмора. Наслаждаюсь юморесками Жванецкого, знаменитым монологом Хазанова на юбилее Утесова. Это все идет от специфического фольклора и великого Бабеля. Но, как мудро сказал Шолом-Алейхем: "Талант, как деньги. Есть -- так есть, нет -- так нет..."

Из Москвы к нам "приходит" талантливая программа "ОСП-студия". Уверен, если записать на бумагу их шутки, никто даже не улыбнется. Но в исполнении этих людей все становится очень смешным. В чем тут дело? Опять же все в том же таланте...

"Чердачок Фруттис" -- в принципе аналог нашего "СВ-шоу". Только здесь роль Верки Сердючки выполняют рисованные братья-пилоты. И хоть они неживые, анимационные, однако выглядят куда живее Верки. Ибо в "Чердачке Фруттис" все точно рассчитано (с анимацией иначе и быть не может), а "СВ-шоу" как бы строится на импровизации человека, не обладающего достаточным запасом находчивого юмора. Да и вкуса.

Нет смысла оценивать "Смехопанораму" Евгения Петросяна, ибо она есть энциклопедия российского юмора. В отличие от многих конферансье, он сам по себе фигура совсем не комическая. Вне номеров -- он просто умный человек, хорошо знающий предмет разговора. Ах, этот ум... он хорош всегда. Даже в юмористических программах. Что ж, по-видимому, "легкий жанр" легок только для зрителей и очень тяжел для авторов и исполнителей. Если, конечно, речь идет о настоящих талантах, а не о комикующих, кривляющихся персонажах.