1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №119 (374) за 01.07.99

ЗА ОБВЕС -- ДВАДЦАТЬ НЕОБЛАГАЕМЫХ НАЛОГОМ МИНИМУМОВ

Пару лет назад я была свидетелем довольно интересного случая. Три студентки столичного вуза, ведя бурную личную жизнь, в качестве средства предупреждения беременности пользовались контрацептивами известной западной фирмы. Однако случилось непредвиденное: все трое дружно "залетели". Недолго думая, девушки отправились в представительство фирмы-изготовителя, которая без всяких дополнительных проверок (а ну как они и не пользовались этими таблетками или неправильно их применяли?) за свой счет сделала им аборты и выплатила моральную компенсацию.

История кажется неправдоподобной, но если добавить, что студентки были англичанками и в Киеве проходили лишь стажировку, то все становится на свои места: на Западе к потребителям относятся трепетно. Это подтвердил мне и генеральный менеджер представительства компании "Стиморол" по странам Восточной Европы Андерс Соренсен:

-- Потребитель в Дании, если его права ущемлены, не должен тратить время, жалуясь продавцу в магазине или менеджеру компании. Ему достаточно обратиться с жалобой в Общество защиты прав потребителей, чтобы быть уверенным: к его сообщению отнесутся очень серьезно. Общество имеет огромное влияние, и компании-нарушителю не всегда удается "отделаться" лишь штрафами и предупреждением: может случиться, что она потеряет очень много денег, значительную часть рынка или даже стать банкротом. Поэтому каждая компания делает все возможное, чтобы ее никогда не обвинили в ущемлении прав потребителей. Если же это произошло, фирма принимает все меры ради спасения своей репутации, каких бы денег это не стоило.

Так, датская компания, производящая мебель, выпускала также несколько видов деревянных игрушек. Они прошли все возможные процедуры проверки качества, и все же случилось несчастье: один ребенок умер, проглотив маленькую деталь игрушки. Еще до того, как случай стал широко известен, фирма изъяла все подобные игрушки из магазинов и предложила покупателям вернуть новые и даже старые игрушки, произведенные этой компанией, получив свои деньги обратно.

Одним из требований, предъявляемых к компании на Западе, является предоставление всей информации о продукте, который она производит. Скрупулезно придерживаясь этого правила, зарубежные фирмы, с нашей точки зрения, порой доходят до абсурда. К примеру, некоторые компании, поставляющие в магазины яйца и птицу, содержали кур в клетках. Однако защитники прав животных, возмутившиеся эдакой жестокостью, отказались покупать яйца, полученные от кур, томившихся в неволе. Поэтому все яйца, которые несли все куры Дании, ныне в своей маркировке должны содержать информацию о том, какой курицей они снесены -- свободной или подневольной.

Самое интересное, что украинские потребители по закону могут защищать свои права практически так же, как и их "коллеги" на Западе. Во время проходившей недавно международной конференции, посвященной вопросам защиты прав потребителей, зарубежные специалисты отмечали, что "белых пятен" в этой сфере законодательства у нас нет.

Как пояснили корреспонденту "Сегодня" в Государственном комитете по защите прав потребителей, если вы чувствуете, что ваши права попрали, нужно не казнить себя за необдуманную покупку, а обратиться с заявлением в городское или республиканское представительство названного комитета. Телефон учреждений, в которые можно "накапать", должен быть указан на стенде "Уголок покупателя", а последний -- висеть в каждом магазине. Кстати, закон защищает вас и в том случае, если вы приобрели вещь, а потом решили, что без такой покупки вполне могли бы обойтись -- допустим, купленное платье при более детальном осмотре оказалось не таким красивым и удобным, как в примерочной магазина. Не рвите на себе волосы, а смело отправляйтесь в магазин и возвращайте товар. В случае, если продавец наотрез отказывается принять его, обращайтесь, опять-таки, в комитет защиты прав потребителей.

В ближайшее время -- трепещите, жулики от торговли -- будет установлена жесткая административная ответственность за мелкий обман покупателя: обвес, обмер или обсчет. Раньше даже за незначительный обман предполагалась уголовная ответственность. Однако на практике все заканчивалось обычным штрафом, только сама процедура отнимала массу времени и сил. Нововведение же позволит значительно сократить срок между преступлением и наказанием: за обман, который причинил материальный ущерб, но не превышает трети необлагаемого минимального дохода граждан, полагается штраф от 34 до 340 грн. -- то есть, до двадцати необлагаемых налогом минимумов! Причем относится эта карательная мера ко всем предприятиям -- как государственным, так и частным.

В общем, с законодательством у нас уже все в порядке. Но на практике многое оказывается значительно сложнее. Это еще попробуйте доказать, что сосиски были куплены вами уже просроченными, а не мирно состарились у вас в холодильнике, и что отравились вы именно ими. То же самое с бытовой техникой. К примеру, нашему сотруднику, приобревшему неисправный телефон, в ответ на законное требование заменить неликвид сообщили, что это не техника виновата, а неисправная телефонная сеть и посоветовали... приобрести новый прибор, на $30 дороже прежнего.

Словом, как заметил на той же конференции председатель Госкомпотребзащиты Станислав Сивоконь, "государство может защитить права потребителя настолько, насколько ему это позволяет экономическая ситуация в стране". Конечно, в некоторых случаях вам действительно помогут в вышеназванном ведомстве. Но чаще, как говорится, защита потребителей -- дело рук самих потребителей. Поэтому в наших реалиях, во избежание головной боли, прежде чем выкладывать денежки, досконально изучите товар, "не отходя от прилавка" -- и не забудьте взять чек, если все же решились на покупку: в случае "разборок" он вам здорово пригодится.