1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №25 (280) за 10.02.99

ЧЕТЫРЕ ГОДА НЕИЗВЕСТНОСТИ

Исследовав обстоятельства гибели опытного экземпляра Ан-70, правительственная комиссия под руководством тогдашнего вице-премьера -- министра обороны Валерия Шмарова пришла к выводу: катастрофа произошла в результате несогласованности действий экипажей "семидесятки" и самолета сопровождения Ан-72.

Для того и придается опытному экземпляру так называемый "ведомый", чтобы экипаж последнего отслеживал поведение в воздухе "ведущего", фиксировал малейшие отклонения в заданной программе, корректировал, при необходимости, действия летящих впереди коллег.

По одной из версий, после нескольких разворотов, выполненных "семидесяткой" (и на безопасном удалении продублированных 72-м), Ан-70 отчего-то стал забирать в другую сторону... Тот же маневр повторил "ведомый", причем слишком близко подойдя к сопровождаемому самолету. Настолько близко, что, когда в эфире прозвучала команда "Расходимся!", возможности разойтись практически уже не было...

Итог известен -- столкновение, рухнувший на землю 70-й, погибший экипаж. 72-му, получившему серьезные повреждения, сесть удалось чудом, жертв могло быть больше...

Что же сегодня, спустя четыре года, известно о виновных в этой трагедии? Мне пришлось побеседовать со многими людьми, так или иначе могущих пролить свет на этот вопрос. И вот что настораживает: до сих пор не получены результаты комплексной судебной авиатехнической экспертизы. Без заключения экспертов невозможно говорить о том, усматриваются ли ошибки в пилотировании, скажем, командира и экипажа самолета сопровождения.

Уголовное дело, возбужденное в отношении нескольких должностных лиц АНТК по признакам статьи 77 УК Украины (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта), не получило судебной перспективы, однако и не прекращено по реабилитирующим мотивам. По некоторым данным, один из его фигурантов, которому вменялась в вину также весьма неудачная посадка с выкаткой транспортного самолета за пределы полосы, попал под амнистию. В АНТК он сейчас не работает, хотя в принципе данный факт мало что меняет...

Катастрофа первого Ан-70 больно ударила по имиджу Украины и антоновцев, несколько притормозив дальнейшее развитие программы. Впрочем, не зря же говорят, что ошибки пилотов пишутся кровью: уже через несколько дней после гибели опытного экземпляра Генеральный конструктор Петр Балабуев заявил, что, несмотря ни на что, работы по "семидесятому" будут продолжены, и слово свое сдержал.

Тем не менее, ряд "белых пятен" вокруг событий четырехлетней давности остались. В АНТК не жалуют журналистов, чьи мнения расходятся с балабуевским, но почему же так упорны слухи о магнитозаписи рокового полета, якобы... стертой непонятно кем, где и по чьему указанию? Говорят, на последнем этапе отказала и электроника Ан-70. Если это не так -- опровергните официально. Если правда -- подтвердите.

Хуже нет неизвестности, недосказанности, неопределенности. Валерий Шмаров (ныне -- президент Ассоциации предприятий авиапрома) года полтора назад отказался говорить со мной об Ан-70, пообещал, что позвонит сам, но, видно, времени для этого не нашел. Бывший заместитель Центрально-Украинского транспортного прокурора Юлий Костелли считает, что к этой истории вообще не стоит обращаться ("Мы, как унтер-офицерская вдова, сами себя высечем"). Шеф пресс-службы АНТК "Антонов" Андрей Совенко примерно того же мнения ("А разве здесь еще есть что-то неясное?") Старший следователь Владимир Рыкун, начинавший уголовное дело, уже давно работает начальником отдела прокуратуры Киева и не выразил вчера большого желания возвращаться к событиям четырехлетней давности ("Пришлось искать ответы на многие вопросы, на одни -- нашел, на остальные искали другие"). "Важняк" Александр Дубинский, к которому дело попало по наследству, сейчас болеет...

А Валентин Рвачев, президент профсоюза -- ассоциации летного состава Украины, с которым мы говорили обо всем этом позавчера, выразился так:

-- Экипаж и "семидесятка" погибли в результате совокупности причин. Они, эти причины, объясняются отсутствием тактики и стратегии, которые бы обеспечивал государственный независимый вневедомственный надзор за безопасностью полетов. И пока такого надзора не будет, никто не застрахован от повторения авиационных событий, катастроф и аварий...

Самолеты бьются. Очевидно, это неизбежность. Иное дело -- сделать все, чтобы свести ЧП к минимуму.