1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №173 (428) за 17.09.99

"ЕСЛИ БЫ Я НЕ БЫЛ ОПЕРАТОРОМ, Я БЫ СТАЛ ХОРОШИМ ПОВАРОМ"

Говорят, на украинском ТВ немного профессионалов. Немного. Но есть. Вася Сикачинский -- профессиональный оператор, один из тех, кого носит по просторам мира (с кем он только не работал, кого только не снимал!), один из тех, кто всегда сохраняет ясность (не путать с бодростью) духа и спокойное осознание себя в профессии и в жизни.

Личные ощущения -- умный, но без нарочитого глубокомыслия, знает себе цену, но без демонстрации личной исключительности, коммуникабельный, но без богемных замашек (что, впрочем, всегда выдает в человеке комплексы). И еще -- веселый и уютный: когда говорит, что хорошо готовит -- немедленно хочется поесть.

Одним словом, если бы я была Станиславским, то на все Васины рассказы о жизни и себе радовалась бы с первого ряда: "Верю, конечно, верю".

"МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ КАКОЙ-ТО СТАБИЛЬНОСТИ"


-- Сразу после окончания Киевского театрального я пришел не на телевидение, а в кино. Все началось с того, что однажды в день рожденья я купил фотоаппарат (люблю себе делать подарки) и начал делать фотографии. Естественно, после школы поступал на операторский. Диплом снимал в Одессе, и там Сережа Стасенко познакомил меня с Олегом Фоминым, которого все помнят по фильму "Меня зовут Арлекино". К этому времени он уже видел кое-что мною отснятое и пригласил снимать свой дипломный фильм "Милый Эп".

-- "Милый Эп", насколько я поняла, снимался в Москве. Не было искушения там и остаться?

-- Так и было -- я жил и работал какое-то время в Москве. Снял несколько картин на студии Горького. Снял еще одну картину -- "Время вашей жизни" -- с Олегом Фоминым. Работал с Валерием Приемыховым -- фильм "Солнечный день в конце лета", Сергеем Никоненко в фильме "Хочу в Америку!"...

-- Эпохальная картина, что и говорить...

-- Ну конечно, это "позор семьи". Но утешает одно: на этих съемках я познакомился с Олегом Табаковым, Иннокентием Смоктуновским, Валентином Гафтом.

-- Так почему вы все-таки вернулись в ту пору в Киев?

-- Я начал уставать от огромного количества поездок. Отчасти из-за этого, фактически, распалась моя первая семья. Хотя до сих пор дружу с первой женой... Я домашний, мне захотелось какой-то бытовой стабильности. Когда вернулся в Киев, оказалось, что в Украине кино больше нет, и я ушел на телевидение.

"СЪЕМКИ НОВОСТЕЙ ТРЕНИРУЮТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ НЮХ"

-- Как вы познакомились с Александром Ткаченко и как началось ваше многолетнее сотрудничество в "Післямове"?

-- Это было банально: шел по улице и встретил своего однокурсника Игоря Щербакова. Он спросил, чем я занимаюсь. Я только приехал из Москвы, не занимался ничем, к тому же заканчивались деньги. Так я попал к Ткаченко. С тех пор мы работаем вместе.

-- Что вам было интереснее снимать, как оператору, -- "Післямову" или "Лица мира"?

-- Понимаете, "Лица мира" -- это все-таки авторская программа, я ее отрабатываю от начала до конца, фактически придумываю содержание. А режиссер потом монтирует. У нас была прекрасная команда, настоящие профессионалы.

-- Вы снимали кино, клипы, делали утреннюю программу "Подсолнухи" на Интере, аналитическую "Післямову", "Лица мира", теперь снимаете студию на Новом канале. Следовательно, как оператор, можете работать в разной стилистике и профессиональных комплексов, практически, лишены?

-- Я пытаюсь. Мне интересно работать в разной стилистике. Люблю снимать новости. Когда снимаешь новости, то, словно охотничья собака, тренируешь профессиональный нюх. В клипах реализуются другие навыки.

-- Как вы оцениваете уровень телевизионных операторов в Украине?

-- Я не буду называть студию, где много операторов из кино... Понимаете, многие из них просто не умеют работать на телевизионной камере. Вы же знаете уровень операторов киностудии Довженко, которые и со светом работают слабо, и многое другое... С другой стороны, западные операторы привыкли к комфорту. Когда для "Лиц мира" мы снимали Клаудию Шифер, западные телевизионщики смотрели, как мы работаем: у них по три человека работают за одной камерой, а я один работал за двумя. Конечно, эта изобретательность от нашей бедности...

"РЕЖИССЕРЫ МАЛО ЗАСТАВЛЯЮТ ОПЕРАТОРОВ ДУМАТЬ"

-- Поэтому на нашем ТВ не приняты такие изыски, как композиция кадра, эротичность, провокационность камеры, если в этом есть необходимость, и многое другое?

-- Потому что режиссеры не заставляют их думать. Плюс, конечно, профессиональное умение или неумение.

-- Вам нравится формат Нового канала -- работа в студии?

-- Мне всегда оно нравилось по форме. Раньше это были разговоры в студии ни о чем. Сейчас, как мне кажется, многое изменилось в лучшую сторону -- появились интересные новости, все приобрело какие-то логичные очертания.

-- Смотрите ли вы телевизор дома?

-- Смотрю практически все новости -- хотя бы для того, чтобы сравнить. Смотрю хорошее кино -- ориентируюсь на студии и хорошие актерские имена. Любой жанр, кроме фантастики.

-- Что еще любите?

-- Общаться со своими детьми. Ездить на велосипеде. Люблю строить свой дом -- во всех отношениях, чтобы туда хотелось приходить. Люблю готовить -- я хорошо готовлю.

-- Все в жизни сложилось "сообразно"?

-- Понимаете, период пресловутого "кризиса среднего возраста" -- не самый лучший для размышлений на эту тему. Знаю только одно -- я занимаюсь тем, что мне интересно. Вряд ли я смог бы стать хорошим инженером или еще кем-то... Наверное, я мог бы стать хорошим поваром -- это мне тоже интересно.

-- Для вас важно в жизни чувствовать себя "в безопасности"?

-- В доме -- да. Все страхи связаны только с семьей -- чтобы дети не болели, чтобы с семьей ничего не случилось. А по большому счету, я человек азартный. Особенно во всем, что касается работы. Когда в парламенте (мы как раз снимали драку) на нас кидался спикер Ткаченко (а такое было): "Отдай камеру!" -- и мы успели ее вовремя отдать режиссеру Скачко, это было здорово.