Выпуск газеты Сегодня №173 (428) за 17.09.99
"ЕСЛИ БЫ Я НЕ БЫЛ ОПЕРАТОРОМ, Я БЫ СТАЛ ХОРОШИМ ПОВАРОМ"
Личные ощущения -- умный, но без нарочитого глубокомыслия, знает себе цену, но без демонстрации личной исключительности, коммуникабельный, но без богемных замашек (что, впрочем, всегда выдает в человеке комплексы). И еще -- веселый и уютный: когда говорит, что хорошо готовит -- немедленно хочется поесть.
Одним словом, если бы я была Станиславским, то на все Васины рассказы о жизни и себе радовалась бы с первого ряда: "Верю, конечно, верю".
"МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ КАКОЙ-ТО СТАБИЛЬНОСТИ"
-- "Милый Эп", насколько я поняла, снимался в Москве. Не было искушения там и остаться?
-- Так и было -- я жил и работал какое-то время в Москве. Снял несколько картин на студии Горького. Снял еще одну картину -- "Время вашей жизни" -- с Олегом Фоминым. Работал с Валерием Приемыховым -- фильм "Солнечный день в конце лета", Сергеем Никоненко в фильме "Хочу в Америку!"...
-- Эпохальная картина, что и говорить...
-- Ну конечно, это "позор семьи". Но утешает одно: на этих съемках я познакомился с Олегом Табаковым, Иннокентием Смоктуновским, Валентином Гафтом.
-- Так почему вы все-таки вернулись в ту пору в Киев?
-- Я начал уставать от огромного количества поездок. Отчасти из-за этого, фактически, распалась моя первая семья. Хотя до сих пор дружу с первой женой... Я домашний, мне захотелось какой-то бытовой стабильности. Когда вернулся в Киев, оказалось, что в Украине кино больше нет, и я ушел на телевидение.
"СЪЕМКИ НОВОСТЕЙ ТРЕНИРУЮТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ НЮХ"
-- Как вы познакомились с Александром Ткаченко и как началось ваше многолетнее сотрудничество в "Післямове"?
-- Это было банально: шел по улице и встретил своего однокурсника Игоря Щербакова. Он спросил, чем я занимаюсь. Я только приехал из Москвы, не занимался ничем, к тому же заканчивались деньги. Так я попал к Ткаченко. С тех пор мы работаем вместе.
-- Что вам было интереснее снимать, как оператору, -- "Післямову" или "Лица мира"?
-- Понимаете, "Лица мира" -- это все-таки авторская программа, я ее отрабатываю от начала до конца, фактически придумываю содержание. А режиссер потом монтирует. У нас была прекрасная команда, настоящие профессионалы.
-- Вы снимали кино, клипы, делали утреннюю программу "Подсолнухи" на Интере, аналитическую "Післямову", "Лица мира", теперь снимаете студию на Новом канале. Следовательно, как оператор, можете работать в разной стилистике и профессиональных комплексов, практически, лишены?
-- Я пытаюсь. Мне интересно работать в разной стилистике. Люблю снимать новости. Когда снимаешь новости, то, словно охотничья собака, тренируешь профессиональный нюх. В клипах реализуются другие навыки.
-- Как вы оцениваете уровень телевизионных операторов в Украине?
-- Я не буду называть студию, где много операторов из кино... Понимаете, многие из них просто не умеют работать на телевизионной камере. Вы же знаете уровень операторов киностудии Довженко, которые и со светом работают слабо, и многое другое... С другой стороны, западные операторы привыкли к комфорту. Когда для "Лиц мира" мы снимали Клаудию Шифер, западные телевизионщики смотрели, как мы работаем: у них по три человека работают за одной камерой, а я один работал за двумя. Конечно, эта изобретательность от нашей бедности...
"РЕЖИССЕРЫ МАЛО ЗАСТАВЛЯЮТ ОПЕРАТОРОВ ДУМАТЬ"
-- Поэтому на нашем ТВ не приняты такие изыски, как композиция кадра, эротичность, провокационность камеры, если в этом есть необходимость, и многое другое?
-- Потому что режиссеры не заставляют их думать. Плюс, конечно, профессиональное умение или неумение.
-- Вам нравится формат Нового канала -- работа в студии?
-- Мне всегда оно нравилось по форме. Раньше это были разговоры в студии ни о чем. Сейчас, как мне кажется, многое изменилось в лучшую сторону -- появились интересные новости, все приобрело какие-то логичные очертания.
-- Смотрите ли вы телевизор дома?
-- Смотрю практически все новости -- хотя бы для того, чтобы сравнить. Смотрю хорошее кино -- ориентируюсь на студии и хорошие актерские имена. Любой жанр, кроме фантастики.
-- Что еще любите?
-- Общаться со своими детьми. Ездить на велосипеде. Люблю строить свой дом -- во всех отношениях, чтобы туда хотелось приходить. Люблю готовить -- я хорошо готовлю.
-- Все в жизни сложилось "сообразно"?
-- Понимаете, период пресловутого "кризиса среднего возраста" -- не самый лучший для размышлений на эту тему. Знаю только одно -- я занимаюсь тем, что мне интересно. Вряд ли я смог бы стать хорошим инженером или еще кем-то... Наверное, я мог бы стать хорошим поваром -- это мне тоже интересно.
-- Для вас важно в жизни чувствовать себя "в безопасности"?
-- В доме -- да. Все страхи связаны только с семьей -- чтобы дети не болели, чтобы с семьей ничего не случилось. А по большому счету, я человек азартный. Особенно во всем, что касается работы. Когда в парламенте (мы как раз снимали драку) на нас кидался спикер Ткаченко (а такое было): "Отдай камеру!" -- и мы успели ее вовремя отдать режиссеру Скачко, это было здорово.