1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №186 (441) за 06.10.99

АВИАБИЛЕТ НУЖНО ВЫБИРАТЬ ДОЛГО И ТЩАТЕЛЬНО

Большинство клиентов авиакомпаний в жизни руководствуются правилом: время -- деньги. К счастью, сегодня летать можно не только с Аэрофлотом.

В Украине нынче соперничают более 40 отечественных авиакомпаний и представительств иностранных. Так что на рынке авиабилетов господствует здоровая конкуренция. Пассажиры могут выбрать подходящее время рейса, приемлемый класс и цену билета. Тот, кто часто путешествует по воздуху, как правило, рано или поздно склоняет выбор в пользу определенной авиакомпании и становится ее постоянным клиентом: чем чаще летаешь, тем быстрее растет ваш "счет в банке". Для этого продавцы авиабилетов разработали специальную программу. Все пассажиры компании заполняют традиционные анкеты. По этим документам ведется учет количества полетов, каждому авиапассажиру начисляются очки или летные мили. Когда накопится определенная сумма, счастливчик получит право на бесплатный билет в эконом-классе или на покупку следующих проездных документов по льготной цене.

Ну, а новичкам стоит, пожалуй, начать с визита в "Универсальное агентство по продаже авиаперевозок ", где можно ознакомиться с условиями практически всех авиационных компаний. Специалисты этого агентства и стали нашими консультантами в подготовке сегодняшнего обзора.

ТРИ КЛАССА АВИАБИЛЕТОВ -- ЭТО ТРИ БОЛЬШИЕ РАЗНИЦЫ

Различают три класса билетов на самолет. Экономический -- самый дешевый, бизнес-класс и первый (высший) класс. Места двух последних более удобные -- два широких кресла вместо трех эконом-классовских, тихие, размещенные в отдалении от ревущих двигателей. Еще одно отличие от экономического класса -- внимание стюардессы. Она в первую очередь предложит спиртное или еду первому классу, потом бизнес-классу, а лишь после этого -- пассажирам эконом-класса. Завтрак, обед или ужин привилегированные пассажиры выбирают по меню, остальные довольствуются тем, что принесут. Пассажиры экономического класса могут бесплатно выпить коньячку только один раз, а остальные в праве повторять процедуру сколько душа пожелает и организм примет. Но бизнес-класс наличествует в основном на международных рейсам. На внутренних по Украине и по странам СНГ 99 % предлагаемых билетов -- это билеты в эконом-класс. Для таких рейсов используют самолеты Ан-24, Ту-134, в салонах которых места изначально только одной категории. Места на порядок выше предлагаются для полетов по Европе, а также в некоторых компаниях на маршрутах Киев--Таллинн, Киев--Вильнюс и отдельных внутренних. Первый класс появляется в списке билетов только на дальние длительные рейсы.

В отличие от крутых соседей пассажирам эконом-класса не положены подушечка и плед. Нечего им рассчитывать скоротать время при дальних перелетах по Европе у телевизора или, слушая музычку. Разговор по телефону первому и бизнес-классам предоставляется "на шару", а владельцам экономических билетов за счастье общаться с землей придется платить по тарифам авиакомпании. В общем, разница между авиа-классами достаточно ощутимая. Но учитывая соответствующий разброс в цене билетов (например, в одной из компаний эконом-билет до Лондона стоит $440, а первого класса -- $900), большинство пассажиров предпочитают сэкономить, взглянув на облака из иллюминатора экономического класса. Наш соотечественник в роли пассажира первого класса -- явление не то что редкое -- уникальное. Да и в бизнесовом салоне обычно преобладают иностранцы.

СТОИТ ЛИ СРАЗУ БРАТЬ ОБРАТНЫЙ БИЛЕТ?

Зачастую -- просто необходимо! Это выгодно авиакомпании, которая заинтересована не потерять в вашем лице своего клиента. Потому обратный билет в эконом-классе будет стоить в два, а то и в три раза дешевле. На обратный бизнес-билет скидка стабильная и составляет около 50 %. Акцент нужно сделать еще и на том, что нашего брата за границу, а особенно в развитую Европу, сейчас попросту не пускают без обратного билета. Если клиент настаивает, некоторые компании могут продать билет в один конец, но только под его ответственность. При этом в обязательном порядке предупреждают, что при пересечении границы могут возникнуть проблемы. Если самонадеянный гражданин не сможет уехать в назначенный день, винить в случившемся в случае неудачи он сможет только себя. Получить билет в одну сторону по всем правилам могут только выезжающие за рубеж на ПМЖ, учебу, на работу и еще некоторые категории граждан. Для этого достаточно в кассе предъявить подтверждающие документы.

БИЛЕТ ПО ОБЫЧНОМУ ТАРИФУ ВЫКУПАЕТСЯ СРАЗУ. ДОРОГОЙ МОЖНО ЗАБРОНИРОВАТЬ

Чтобы заказать авиабилет, необходимо знать точную дату вылета, потому что от нее зависит стоимость. Потом просто позвонить в агентство, назвать день полета, страну, желательное время вылета. Агент по продаже даст вам всю необходимую информацию о возможных рейсах всех авиакомпаний, о ценах на билеты, о времени полета и обо всем остальном. Если вам, чтобы определиться, нужно какое-то время -- не торопитесь, ведь можно перезвонить и позже. Ибо, когда билет заказан, его нужно оплатить. Тут действует следующий закон: чем ниже тариф -- тем строже условия. Самые дешевые билеты экономического класса нужно оплачивать в тот же день. А дорогие могут держать для вас в резерве хоть целый месяц до самого дня вылета. Универсальное агентство готово и доставить клиенту его приобретение. Цена услуги, независимо от стоимости билета, -- 8 гривен. Оплата в агентстве принимается любая: наличная, безналичная, кредитные карточки.

ЕСЛИ НОЧЬ С СУББОТЫ НА ВОСКРЕСЕНЬЕ ПРОВЕДЕТЕ В СТРАНЕ НАЗНАЧЕНИЯ, ТО БИЛЕТ ОБОЙДЕТСЯ ГОРАЗДО ДЕШЕВЛЕ!

Да-да, правило воскресенья уже давно и достаточно успешно действует во многих авиакомпаниях. Вот конкретный пример. Пассажир Австрийских авиалиний летит по маршруту Киев--Вена--Дрезден и обратно. Бизнес-тариф на такой рейс составляет более $1 тыс. Но если пассажир проведет ночь с субботы на воскресенье в Дрездене, независимо от того, вылетел он в понедельник или в пятницу, билет будет стоить значительно дешевле. В данном случае $530 в оба конца. В некоторых компаниях принципиальным правилом является пребывание в стране вылета определенное количество дней, что также гарантирует значительные тарифные скидки. В других компаниях, даже без выполнения каких-либо хитрых правил, существуют гибкие тарифы на некоторые направления. Например, Польские авиалинии достаточно гибко реагируют на любое пребывание в стране назначения, значительные скидки можно получить в авиакомпаниях "KLM", "CSА", "MALЕV" и некоторых других.

ЖАЛЬ, ЧТО НЕ ВСЕ ПАССАЖИРЫ МОГУТ "ВПАСТЬ В ДЕТСТВО"

Практикуется также реализация билетов по льготным тарифам для детей до 12 лет, молодежи (от 12 до 25 лет), студентов. Тут цена зависит не только от выбранного дня полета и периода пребывания, но и от выбора конкретного рейса авиакомпании. Чтобы выяснить, сможете ли вы воспользоваться скидкой, нужно точно знать маршрут, время и дату вылета. Если повезло и вы можете претендовать на льготы, то на том же детском билете можно сэкономить от 33 до 50%. Молодежная или студенческая скидка составляет 15 % от тарифа. Свой возраст представители юного поколения должны подтвердить документом с датой рождения. А вот студентам сложнее. Они обязаны предоставить справку деканата (а не ее ксерокопию и уж тем более не студенческий билет) с печатью учебного заведения. Этот документ остается в компании и прилагается к отчету. Но не расстраивайтесь, бедные студенты, в авиакомпаниях льготные студенческие акции случаются крайне редко. Впрочем, чуть чаще, чем льготные сюрпризы для людей пожилого возраста.

БИЛЕТ ТОТ ЖЕ САМЫЙ, ЦЕНА -- РАЗНАЯ

На билеты эконом-класса существуют различные тарифы, их не меньше шести. Чем ниже цена билета, тем жестче условия для его владельца. Самые низкие -- одномесячные и полуторамесячные тарифы. В таких билетах обязательно фиксируется дата обратного вылета, однако не всегда есть возможность сдать билет обратно или обменять. Еще бывают тарифы на 3, 6 месяцев и на год. Чем дольше находишься в стране вылета, тем больше платишь. Зато дорогой билет легко "подстраивается" под изменение планов своего обладателя. Чтобы проследить отличая билетов, рассмотрим цепочку различных тарифов одной авиакомпании. Например, тариф на 1 месяц Киев--Цюрих у Международных авиалиний Украины -- $384. Такой билет нужно выкупить за неделю до вылета, пассажир обязательно должен учитывать минимум пребывания -- "правило воскресенья"; при возврате или обмене билета, изменении даты вылета действуют штрафные санкции. Трехмесячный тариф до Цюриха -- уже $499. Зато билет можно оплатить даже в день вылета. Обратный вылет может быть максимум через 3 месяца, но не раньше следующего воскресенья. Шестимесячный тариф -- $650. Тут уже не действует правило воскресенья, но пассажир обязан провести в Цюрихе не менее трех дней. Оплатить билет можно также день в день. Такой тариф допускает обмен и сдачу без штрафных санкций, а дату обратного вылета можно оставлять открытой: потом на чистые строки наклеивается стикер -- бумажка с номером рейса, датой и временем вылета. Годовой тариф на билет до Цюриха -- $699. По условиям он аналогичен 6-месячному, правда, не имеет вообще никаких ограничений по времени пребывания, можете лететь домой хоть на следующий день. Годовой тариф этого маршрута в бизнес классе -- $1100.

Вот такая дифференциация. Правила тарификации у каждой компании немного отличаются, но принцип у всех один. Потому, если вы знаете точную дату своего обратного путешествия, то выгоднее купить билет по специальному тарифу. Потому что открытая обратная дата, основное преимущество высоких тарифов, все-таки очень ощутимо отражается на цене. Да, еще нельзя не отметить, что некоторые авиакомпании практикуют разные тарифные планы для граждан Украины и для иностранцев.

КОГДА ЛЕТИШЬ ТРАНЗИТОМ...

Транзитом летают в двух случаях: когда нет прямых билетов и когда на зигзаг-маршруте можно прилично сэкономить. Выше приведены тарифы прямых рейсов до Цюриха. Но возможны и непрямые. Например, шестимесячный тариф до Цюриха через Будапешт без каких бы то ни было ограничений будет стоить $400, для пассажиров до 25 лет -- $300. Трехмесячный тариф туда же через Франкфурт -- $507, через Москву -- $573, одномесячный через Париж -- $555. У разных компаний тарифы, естественно, разнятся. Сами или с помощью диспетчера вы можете выбрать, через какую страну лететь выгодней. В случае с Цюрихом, оказывается, дешевле всего лететь... через Ближний Восток!

АВИАКОМПАНИИ ТОЖЕ ПРОВОДЯТ РАСПРОДАЖИ

Возможно, распродажа не совсем удачный синоним рекламных акций авиакомпаний, но ведь суть-то одна и та же. Чтобы влюбить в себя новых клиентов, компании выбрасывают в продажу билеты по низким ценам. Сегодня, к примеру, и до конца октября можно приобрести билет в любую страну Европы за $444 у Международных авиалиний Украины. За ту же сумму можно слетать в Лондон и обратно с Британскими авиалиниями. Недавно подобная акция проводилась и на Французских авиалиниях (к сожалению, "шара" уже закончилась). Купив билеты во время рекламной акции, можно "выиграть" больше ста долларов. Ведь, например, обычный тариф на Лондон -- $570. Но пассажиры обязательно должны помнить, что это низкий, жесткий тариф, и билет нельзя ни сдать, ни поменять.

В таких рекламных акциях есть еще один интересный аспект. Сумма $444, как и все выше приведенные -- это тариф авиакомпании. Но покупая билет, пассажир платит еще и сбор аэропорта, иными словами оплачивает его услуги. Потому билет, как правило стоит, немного дороже. По Европе такой сбор составляет около $20, в Штатах -- $60. При вылете из Киева сегодня платят $19. В большинстве авиакомпаний клиентам изначально сообщают только свой собственный тариф. В связи с этим часто и возникают недоразумения при оплате билетов. Если вы заказываете билет в авиакомпании, абсолютно нелишне будет поинтересоваться, какие именно услуги входят в названную сумму.

АВИАБИЛЕТ -- ВАШ СТРАХОВОЙ ПОЛИС

Когда пассажир ступает с последней ступеньки трапа самолета в салон, он становится застрахованным лицом. Это же касается и загруженного в лайнер багажа. Билет -- это ваш страховой полис на время перелета. В большинстве авиакомпаний страховая сумма составляет $50 тыс. Но страховым случаем в этой ситуации считается лишь тот, который произошел по вине авиакомпании. Если же пассажир по своей неосторожности подвернул ногу или обо что-нибудь ударился, он сможет получить возмещение только в страховой компании, клиентом которой он является на земле.