1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №196 (2138) за 01.09.2005

В ШКОЛУ — С ПАЛКОЙ!

Физкультура в школе — дело тонкое. Слышала в метро диалог: "Что сегодня на физкультуре делали? Снова тупо бегали?" — спрашивает мама сына. "Мы в баскетбол гоняли, а девки на скамейке сидели". "И что же, девочки так ничем и не занимались весь урок?" "Ну, нет: они отбивались. Просто пацаны в них целились мячом"... Газета, конечно, не обвиняет учителей физвоспитания в бездеятельности и не осуждает программы нормативов, которые те должны строго выполнять. Нет. Однако обратить внимание на проблему нужно: дети выходят из школы больными, а физкультура, пожалуй, единственный предмет, который способен исправить ситуацию.

Наша собеседница много лет оценивала уровень здоровья детей в школах и пыталась улучшить его без таблеток, а именно с помощью физических упражнений. Сейчас Ирина Борисенко — врач ЛФК, а в недалеком прошлом — заведующая Центром здоровья Днепровского района.

—У моего ребенка каждый день в дневнике красная запись: "Бегал на перемене", — смеется стройная и хрупкая Ирина Юрьевна. — А что в этом ненормального? Оказывается, он должен неподвижно сидеть на уроке в неудобной форме, а потом степенно ходить по коридорам! Ведь надо же детям сбрасывать напряжение, в котором они находятся! Я понимаю учителей, что они несут ответственность за травмы, но ведь нужно что-то предпринимать, поскольку стрессы и перенапряжение ведут не только к заболеваниям, но и элементарно к неуспеваемости. А хорошие показатели каждому учителю нужны!

Конечно, все зависит от директора школы и самого учителя физкультуры. И в наше время, несмотря на маленькую зарплату, встречаются фанаты своего дела и энтузиасты, которые кладут жизнь на оздоровление детишек. К примеру, в Днепровском районе есть одна школа, где показатель здоровья ребят наивысший. А секрет в том, что все с удовольствием ходят на физкультуру, где физрук, которому, между прочим, за 60, выдумывает им всякие интересинки, занимается с учениками дыхательной гимнастикой. Ирина Борисенко вспомнила, как в некоторых подшефных их Центру школах начали проводить занятия ЛФК на переменах. Молодая, спортивная и задорная инструктор включала современную музыку и дети с удовольствием под нее плясали. Возвращались на уроки с горящими глазами, а в целом в школе стало меньше драк и беготни по коридорам.

Но для начала гореть глаза должны у взрослых! Нередко этот урок вверен безразличному человеку, отрабатывающего для галочки за смешную зарплату. Мы даже знаем случай, когда физкультуру преподавал... алкоголик, которым дорожили, ибо на его место взять было некого.

Психологи утверждают, что есть четыре типа людей: первые любят движение, вторые сон, третьи еду, а четвертые секс. Словом, лишь четвертая часть населения способна любить физкультуру беззаветно. Всех остальных нужно заставлять. Привить любовь к физкультуре нужно суметь за первые три класса, причем, лучше делать это прямо на "сидячих" уроках, где дети много пищут. Только в этом возрасте учитель для детей — авторитет. Поэтому учитель должен не забывать прерывать эти уроки для маленькой разминки — делать старое доброе "мы писали, мы писали, наши пальчики устали". Ведь так называемый, "писчий спазм" часто сводит неготовые к большой работе детские ручки. Попросить малышей поприседать, покрутить немножко головой. В старших классах сделать это трудно, даже если учитель старается. Ничего, кроме издевательств и насмеше, не получается — ребята не просто привыкли вести нездоровый сидячий образ жизни, но и не хотят его менять.

— К сожалению, сейчас для учителя нет разницы — болен ребенок или здоров: урок физкультуры для всех един, нет спецгрупп, индивидуальных занятий, — сетует Ирина Юрьевна. — А ведь даже сколиотическая осанка, которая есть у большинства детей, говорит о том, что ребенку нужна спецгруппа. Для таких ребят ограничен бег, прыжки, им нужны специальные дозированные нагрузки. А что делают они сейчас? Просто сидят, пока другие бегают. А если бы с этими детьми занимались правильно, то они вскоре смогли бы присоединиться к остальным. Когда мы разрабатывали программу "Школяр", то определили: как правило, из 40 человек в классе у 15 — низкий уровень здоровья. Они как раз и должны заниматься в спецгруппах. Другими словами, одни дети могли бы заниматься активно, другие — менее. А современный урок физкультуры — никому не интересная уравниловка. Отсюда комплексы, ведь не все могут высоко прыгнуть, хорошо подтянуться или метко бросить мяч.

В программе "Школяр" специалисты четко расписали, что нужно делать, чтобы дети оздоравливались в школе. Осталось лишь создать группы. Директора школ объясняли, почему они этого не делают, дескать, программа не финансируется. Хотя она вписана в программу "Здоровье киевлян" и на нее должны выделяться деньги. Ни Центры здоровья, ни один учитель физкультуры денег не получили. А исследования, которые делались с 1987 года по 2003-й, показали: уровень здоровья школьников с каждым годом падает. Если в конце 80-х процент здоровых детей составлял 8 – 10%, то сейчас не больше 1,5.


СОВЕТЫ ПРОФИ
Всем детям нужно выполнять упражнения с палками: они стоят 4 гривни, зато с их помощью снимаются мышечные спазмы спины, плечевого пояса.
В любом упражнении нужно давать детям свободу: не обязательно все должны делать одно и то же, повторять за учителем. Пусть выдумывают упражнения сами, машут руками, как хотят, как им интересно.
Выполнять зарядку хорошо под музыку. Ведь монотонное раз-два-три-четыре — надоедает. А музыка сама по себе не даст стоять на месте, хоть попой крутить и притопывать будет даже самый ленивый ученик. Да и танцевать дети научатся, ведь на школьных дискотеках они стоят под стенами именно потому, что мало кто может красиво двигаться.
Гимнастика для ног обязательна. У большинства из деток — плоскостопие, ведь многие носят модную, но неудобную обувь. Движения тут элементарные: качаться, становясь то на пятку, то на носки, или ходить на наружном крае стопы, потом — на внутреннем, делать украинские "ковырялочки", вытягивая сначала одну ногу вперед и становясь то на носок, то на пятку, потом — на другую.
Приседание — тоже непременное упражнение, оно укрепляет ноги и сердечно-сосудистую систему.
Упражнения для пресса — жизненно необходимы. Они одновременно расслабляют мышцы спины и укрепляют мышцы живота.
Нужны и обыкновенные растяжки, поскольку дети очень напряжены. Сейчас это называется модным словом "стрейчинг": потянуть руки или ноги и задержаться на несколько секунд в такой позе, почувствовать натяжение мышцы.