1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №27 (282) за 12.02.99

В ПОДНЕБЕСНОЙ ОТ КОНКУРЕНТОВ СТАНОВИТСЯ ТЕСНО

Ту-334...
В начале недели успешно совершил свой первый испытательный полет новый пассажирский самолет Ту-334. В проекте по созданию ближнемагистрального стоместного аэробуса участвуют: российский АНТК им. Туполева -- главный разработчик; киевский завод "Авиант" -- основной производитель; запорожское АООТ "Мотор-Січ" -- поставщик моторов. Плюс к тому -- на завершающей стадии находится подготовка контракта с Ираном на общую сумму $1,5--2 млрд., в соответствии с которым республика в течение 15 лет будет собирать эти самолеты на своих заводах из российских и украинских комплектующих.

По замыслу еще застойных времен Ту-334 должен был, начиная с 1995 года, постепенно заменить на отечественных авиалиниях отработавшие свой срок Ту-134 и Як-42, которых по всему СНГ сейчас насчитывается свыше четырехсот. Но 334-му хронически не везло: в условиях экономического и политического хаоса в развалившейся супердержаве работы над новым самолетом продвигались слишком медленно из-за перебоев в финансировании и проблем с поставками двигателей. Но даже с учетом временного запаздывания новый Ту, по мнению его создателей, до сих пор опережает аналогичные западные разработки и вполне способен составить конкуренцию ведущим фирмам в борьбе за достойное место на мировом рынке авиапродукции.

Однако даже если Ту-334 в открытой конкурентной борьбе за солидные контракты и не удастся "положить на лопатки" напичканные электроникой и кондиционерами западноевропейский Эрбас А-318, американский Боинг 717-200 или британский BAe-146, ему в любом случае уготована широкая коммерческая "ниша" на просторах бывшего Союза, Восточной Европы и Азии: 24 авиакомпании из СНГ, Словакии и других стран уже подали предварительные заказы на приобретение более чем 200 этих самолетов. Здесь он вне всякой конкуренции: самолет нового поколения, выдержанный в лучших традициях советского самолетостроения, гораздо комфортабельнее старых моделей и будет иметь вдвое меньшие уровень шума и расход топлива. Да и цену участники проекта, хотя и с ощутимым разнобоем в цифрах, заявляют значительно более низкую, чем у зарубежных аналогов: россияне, по данным "Ъ", определили предварительную стоимость "тушки" в $14--15 миллионов, а по мнению украинских специалистов она составит не менее $18. (проси больше -- дадут хоть что-то).

На доводку и постройку трех опытных образцов и налаживание серийного производства лайнера киевскому "Авианту" необходимо еще пару лет напряженной работы и порядка $50 млн.: конкуренты не дремлют, надо торопиться.