1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №153 (156) за 12.08.98

УБИЙСТВО РАДИ УБИЙСТВА?

Последнее заседание Парламентской ассамблеи Совета Европы едва не закончилась плачевно для Украины. Ее могли исключить за невыполнение обязательств об отмене смертной казни, взятых еще в 1995 году. Ситуацию комментирует известный юрист, эксперт Совета Европы, ректор Киевского института внутренних дел Георгий Радов.

-- Сегодня многие считают, что обеспеченная и сытая Европа сознательно подталкивает нас к отмене смертной казни, к которой мы ни политически, ни нравственно не готовы, -- говорит Георгий Радов. -- Однако обязаны ли мы непременно исполнять рекомендации ПАСЕ? На первый взгляд кажется, что нет. Тем более, что мы и ранее не всегда четко придерживались духа и буквы подобных договоренностей. Однако старушка Европа в этот раз может нас и не понять. Рекомендации Совета Европы воспринимаются в ЕС как закон. И если Украина их не исполняет, то европейцы могут прореагировать конкретными политическими санкциями.

-- Насколько мне известно, страны развитой демократии однозначно определились в вопросе отмены смертной казни...

-- Да, это так. За последние 20 лет эту меру из арсенала борьбы с преступностью исключили 58 государств, 15 сохраняют ее лишь как исключительную меру наказания за преступления в военное время. 26 стран фактически не применяют смертной казни на практике на протяжении 10 лет, все же сохраняя такую статью в законодательной системе.

-- В принципе, идея смертной казни всегда была чуждой славянской философии.

-- Первый письменный правовой источник -- "Русская Правда" -- смертной казни не оговаривал, отдавая предпочтение денежному возмещению ущерба. Еще в "Поучении Владимира Мономаха" вскоре после принятия Русью христианства проповедовалось: "Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его. Если и будет повинен в смерти, то не губите никакой христианской души". Даже тогда, когда в Европе смертная казнь приобрела невиданные масштабы (только при германском императоре Карле V было казнено около 100 тысяч человек), эта мера наказания, как отмечают историки, все равно была "чужда правовому мировоззрению славянского народа, как чуждо ему суровое отношение к преступнику вообще". Смертная казнь была привнесена в украинскую правоприменительную практику иностранными нормативными актами, в том числе российским имперским законодательством.

-- Сегодня многие депутаты не желают брать на себя ответственность в вопросе отмены смертной казни. Боятся потерять своих избирателей, прикрываются, как щитом, общественным мнением. А кто его, это общественное мнение, изучал на самом деле?

-- Увы, в сознании наших граждан твердо укрепилась вера в необходимость сохранения высшей меры наказания. Так, по данным исследования, проведенного О.Шевченко -- автора единственной в Украине диссертации по этой проблеме, -- из 1050 респондентов 62% высказались за более активное использование смертной казни, 81 -- уверены в ее превентивном влиянии на лиц, склонных к совершению преступлений, 80% рассматривают ее как необходимую месть за преступление. Наибольшая жесткость в оценках характерна для респондентов-женщин: 55% полностью и 30 -- частично согласились с необходимостью применения исключительной меры.

Такое представление о методах борьбы с преступностью -- свидетельство низкой правовой культуры общества. Да эти взгляды характерны для Европы средних веков! Если наш законодатель будет идти на поводу у таких избирателей, он рискует оказаться в роли Понтия Пилата, который по требованию толпы отправил Иисуса Христа на Голгофу.
Известный украинский юрист прошлого А.Кистяковский как-то сказал, что с "воззрениями народными необходимо считаться, но считаться с ними без разбору, только потому, что они народные, -- значило бы иногда обречь все успехи цивилизации на совершенную гибель".

Наш законодатель может и обязан идти на шаг впереди, принимать назревшие решения и за них отвечать, а не оправдывать себя расплывчатыми ссылками на анонимные опросы. Черчилль как-то сказал, что худшая политика -- это отсутствие всякой политики. То, что происходит сейчас с вопросом отмены смертной казни в Украине, -- это явное желание властных структур не брать на себя ответственность, переложив ее на чужие плечи.

-- Скажите, а насколько учитывалось законодателями стран развитой демократии, где смертная казнь была отменена, общественное мнение?

-- Большая часть стран сделали это, несмотря на мощное противодействие общественности. Однако, как впоследствии показали социологические опросы, отмена смертной казни ведет к резкому уменьшению числа ее сторонников. Например, в Германии в 1959 году, -- через год после отмены смертной казни, -- на вопрос "Вы за смертную казнь или против?", 55% опрошенных ответили "за" и лишь 30 -- "против". Уже в 1973 году -- "за" -- 30%, в 1980-м -- 26, в 1983-м -- 24, в 1986-м -- 22%.