Выпуск газеты Сегодня №153 (156) за 12.08.98
УБИЙСТВО РАДИ УБИЙСТВА?
-- Сегодня многие считают, что обеспеченная и сытая Европа сознательно подталкивает нас к отмене смертной казни, к которой мы ни политически, ни нравственно не готовы, -- говорит Георгий Радов. -- Однако обязаны ли мы непременно исполнять рекомендации ПАСЕ? На первый взгляд кажется, что нет. Тем более, что мы и ранее не всегда четко придерживались духа и буквы подобных договоренностей. Однако старушка Европа в этот раз может нас и не понять. Рекомендации Совета Европы воспринимаются в ЕС как закон. И если Украина их не исполняет, то европейцы могут прореагировать конкретными политическими санкциями.
-- Насколько мне известно, страны развитой демократии однозначно определились в вопросе отмены смертной казни...
-- Да, это так. За последние 20 лет эту меру из арсенала борьбы с преступностью исключили 58 государств, 15 сохраняют ее лишь как исключительную меру наказания за преступления в военное время. 26 стран фактически не применяют смертной казни на практике на протяжении 10 лет, все же сохраняя такую статью в законодательной системе.
-- В принципе, идея смертной казни всегда была чуждой славянской философии.
-- Первый письменный правовой источник -- "Русская Правда" -- смертной казни не оговаривал, отдавая предпочтение денежному возмещению ущерба. Еще в "Поучении Владимира Мономаха" вскоре после принятия Русью христианства проповедовалось: "Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его. Если и будет повинен в смерти, то не губите никакой христианской души". Даже тогда, когда в Европе смертная казнь приобрела невиданные масштабы (только при германском императоре Карле V было казнено около 100 тысяч человек), эта мера наказания, как отмечают историки, все равно была "чужда правовому мировоззрению славянского народа, как чуждо ему суровое отношение к преступнику вообще". Смертная казнь была привнесена в украинскую правоприменительную практику иностранными нормативными актами, в том числе российским имперским законодательством.
-- Сегодня многие депутаты не желают брать на себя ответственность в вопросе отмены смертной казни. Боятся потерять своих избирателей, прикрываются, как щитом, общественным мнением. А кто его, это общественное мнение, изучал на самом деле?
-- Увы, в сознании наших граждан твердо укрепилась вера в необходимость сохранения высшей меры наказания. Так, по данным исследования, проведенного О.Шевченко -- автора единственной в Украине диссертации по этой проблеме, -- из 1050 респондентов 62% высказались за более активное использование смертной казни, 81 -- уверены в ее превентивном влиянии на лиц, склонных к совершению преступлений, 80% рассматривают ее как необходимую месть за преступление. Наибольшая жесткость в оценках характерна для респондентов-женщин: 55% полностью и 30 -- частично согласились с необходимостью применения исключительной меры.
Такое представление о методах борьбы с преступностью -- свидетельство низкой правовой культуры общества. Да эти взгляды характерны для Европы средних веков! Если наш законодатель будет идти на поводу у таких избирателей, он рискует оказаться в роли Понтия Пилата, который по требованию толпы отправил Иисуса Христа на Голгофу.
Известный украинский юрист прошлого А.Кистяковский как-то сказал, что с "воззрениями народными необходимо считаться, но считаться с ними без разбору, только потому, что они народные, -- значило бы иногда обречь все успехи цивилизации на совершенную гибель".
Наш законодатель может и обязан идти на шаг впереди, принимать назревшие решения и за них отвечать, а не оправдывать себя расплывчатыми ссылками на анонимные опросы. Черчилль как-то сказал, что худшая политика -- это отсутствие всякой политики. То, что происходит сейчас с вопросом отмены смертной казни в Украине, -- это явное желание властных структур не брать на себя ответственность, переложив ее на чужие плечи.
-- Скажите, а насколько учитывалось законодателями стран развитой демократии, где смертная казнь была отменена, общественное мнение?
-- Большая часть стран сделали это, несмотря на мощное противодействие общественности. Однако, как впоследствии показали социологические опросы, отмена смертной казни ведет к резкому уменьшению числа ее сторонников. Например, в Германии в 1959 году, -- через год после отмены смертной казни, -- на вопрос "Вы за смертную казнь или против?", 55% опрошенных ответили "за" и лишь 30 -- "против". Уже в 1973 году -- "за" -- 30%, в 1980-м -- 26, в 1983-м -- 24, в 1986-м -- 22%.