1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №168 (171) за 03.09.98

ЖАК ШИРАК ЕЗДИТ НЕ "ЗА ТАК"

Итак, вчера Президент Французской Республики Жак Ширак прибыл в Киев с государственным визитом. "Парадная" сторона этого, безусловно, первостатейного события, уже должным образом отражена -- в том числе и на страницах газеты "Сегодня". Мы же попытаемся заглянуть "за кулисы" оного, где, возьму на себя смелость утверждать, и сокрыты глубинные цели визита высокого французского гостя.

"ЭМИССАР НАЦИОНАЛЬНОГО КАПИТАЛА" -- ЭТО ЗВУЧИТ ГОРДО!

Президенты да премьеры давно уже не ездят "за так", -- чтобы свое почтение коллегам засвидетельствовать да поздравить с успехами в демократизации общества. Их труд тяжел и часто неблагодарен, поскольку им отводится роль своего рода эмиссаров крупнейших национальных компаний, последовательно отстаивающих их интересы в посещаемой стране. И ничего зазорного или предосудительного в этом нет.

Здесь кстати вспомнить, как зачастили в Украину высшие госчиновники США, когда, как показалось "китам" американского бизнеса, у нас были попраны интересы компаний "Моторола" и "Кока-кола". А российские "газпромовские" визиты -- те и вовсе стали хрестоматийным примером иностранной дипломатии "стального кулака в пуховой
перчатке". Наивно полагать, что приезд Ширака -- исключение, эдакий акт платонической любви. Здесь тоже надо зрить в корень -- пардон, в карман.

Интересы французских гигантов бизнеса в Украине не только "имеют место", но как раз сейчас обострены донельзя. Один из мировых грандов в сфере телекоммуникаций, французский концерн "Алкатель--Альстом", чуть ли не с момента обретения Украиной независимости имеет у нас солидное представительство. А теперь, по неофициальным, но заслуживающим доверия данным, готовится результативно поучаствовать в приватизации крупнейшего госпредприятия "Укртелеком". Дело обещает быть весьма прибыльным, если "ихние" технические возможности "скрестить" с нашими телефонными потребностями. Кстати, благодаря этой компании десятки тысяч украинских очередников уже стали абонентами телефонной связи.

Вне сомнения, любая помощь концерну "Алкатель--Альстом" со стороны Жака Ширака не будет позабыта и впоследствии (а президентские выборы уже не за горой) обернется положительным паблисити. Ведь концерну принадлежат влиятельные журналы "Экспресс", "Пуэн" и "Экспансьон".

"Вторая нога", которой французский капитал ступил в наши пенаты, -- это картель
"Лафарж", второй в мире (после швейцарского "Хольдербанка") производитель цемента. И вот этой-то ножке мы наступили на мозоль. Так что и разговор тут уместен особый.

НЕ ПОСТРОИШЬ -- НЕ ПОЕДЕШЬ

Согласно решениям Критской конференции, в ближайшие годы должны быть построены невиданные доселе суперсовременные магистрали, соединяющие страны и даже части света -- десять европейских транспортных коридоров. Из них четыре пройдут по Украине, которая, кстати, благодаря своему геополитическому положению имеет самый высокий в Европе индекс транзитности. Минимальная стоимость строительства украинских отрезков коридоров -- $17 млрд. Такова общая цена подрядов, получить которые -- мечта любого трезвомыслящего бизнесмена. Немецкая "Евразия инвест консалтинг" -- известная консультационная фирма -- в этой связи предсказывает рост в Украине дорожного строительства на 800%, а производства цемента -- на 300. Улавливаете, откуда суперприбылями пахнет?

Но отнюдь не только на поставках стройматериалов и выполнении работ здесь можно будет хорошо заработать. Ведь в состав концессий по строительству транспортных коридоров -- а значит, и в число их будущих собственников -- войдут не столько финансовые инвесторы, сколько... Да-да, цементные, бетонные заводы, строительные фирмы и прочие профильные предприятия. Прибыль же от последующей эксплуатации наших автобанов, по предварительным оценкам, достигнет $6--7 млрд. в год. Такими деньгами не погнушается ни одна транснациональная корпорация в мире. Включая "Лафарж".

НЕУДАВШИЙСЯ "БЛИЦКРИГ"

Заметим, что картель "Лафарж" Жаку Шираку (как бы это поделикатнее выразиться) не совсем чужой. Картель -- крупнейший партнер одного из ведущих французских банков, CCF. Супруга же французского Президента является советником упомянутого банка. Как видим, в этом свете дело приобретает определенный семейный оттенок.

Но пора, наконец, сказать об "обиде", нанесенной нами "Лафаржу". Немногим более месяца назад ВР создала временную следственную группу по расследованию фактов нарушения прав украинских акционеров в ходе приватизации Николаевского (Львовская область) цементного завода. Как вы уже, наверное, догадались, тысячи украинских акционеров пострадали в результате участия в приватизации -- в ипостаси стратегического инвестора -- компании "Лафарж", приобретшей блокирующий пакет акций (28%) всего за 3 млн. грн. "Смешная" цена стала возможной благодаря тому, что французы мастерски не допустили к участию в конкурсе серьезных соперников, в частности, польскую компанию "Цементовня Хелм".

Для сравнения: за 33% акций польского цементного завода "Цементовня Малгощ" французскому картелю пришлось выложить $35 млн. -- при том, что наш завод в полтора раза мощнее и, как и польский, находится в непосредственной близости от будущих транспортных коридоров. В итоге акции были проданы по цене, в 28 раз ниже среднемировой!

Правда, "Лафарж" обещает вложить в модернизацию Николаевского цементного $150 млн., что, впрочем, сомнительно. По крайней мере, такого рвения в ряде стран Центральной Европы, где картель монополизировал цементную промышленность, не наблюдается. Напротив, скорее всего, "Лафарж" будет стремиться максимально выжать украинское предприятие. В частности, здесь он планирует выпускать в основном клинкер -- полуфабрикат, -- а вот готовый цемент производить в Польше. При этом планирует заменить на "Николаевцементе" использование экологически чистого природного газа на сомнительные в экологическом отношении изношенные автомобильные покрышки. А тем временем инвестиционная программа на этот год отечественных акционеров объемом 6 млн. грн. "заморожена".