1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №41 (296) за 04.03.99

АНАТОЛИЙ КУЗНЕЦОВ: "ЛЮДИ УСТАЛИ ОТ ФИЛЬМОВ О РЭКЕТИРАХ И НАСИЛИИ..."

Когда в 1970 году Владимир Мотыль снимал "Белое солнце пустыни", никто не мог просчитать, что эта картина станет на десятилетия символом советского кинематографа.

Главную роль в "Белом солнце..." сыграл тогда уже известный ("Друг мой Колька","Утренние поезда", "Дайте жалобную книгу" и др.) 40-летний актер из Москвы Анатолий Кузнецов. И мгновенно стал любимцем миллионов.

...Лично на меня Анатолий Борисович произвел неизгладимое впечатление: раскованный, остроумный, и в то же время жесткий -- словом, настоящий мужчина, которые не так уж часто встречаются среди артистов.

КОГДА МЫ ЗАКОНЧИЛИ "РАЙСКОЕ ЯБЛОЧКО", Я УДИВИЛСЯ: КАК Я НЕ ПОМЕР НА ЭТИХ СЪЕМКАХ?


-- Знаете, Наташа, я пообещал себе больше с журналистами дел не иметь, потому что совсем недавно дал интервью в Ленинграде и корреспондент все переврал, извратил факты, расставил такие акценты, которые и близко не отвечают действительности. Наверное, надо делать, как Моргунов: обычно он просит присылать ему вопросы в письменном виде с тем, чтобы он письменно на них отвечал.

-- Анатолий Борисович, не будем о грустном. Расскажите лучше о своей премьере.

-- Это фильм по сценарию Эмиля Брагинского "Райское яблочко". Впервые я работал в картине не только как актер (играл главную роль), но и как один из основных продюсеров.

-- А не обидно вам снимать кино, учитывая, что кинопроката в стране практически нет?

-- Не хочу я говорить на эту тему. Ну хорошо, нет проката, но ведь бьются же люди за него, что-то делают! Хотя, конечно, на российские картины в Москве ходят плохо. Но в провинции, наоборот, часто задают вопросы: "Где же наши картины? Все забито американской продукцией."

-- Почему вы решили стать продюсером "Райского яблочка"?

-- А больше некому было! Так сложилась ситуация, что собралось несколько человек -- Евгений Моргунов, Роман Ершов, я -- и решили сделать фильм. Практически все -- сами. Оказалось, можно и так работать.

-- Вы получили удовольствие от своей продюсерской деятельности?

-- Вы знаете, сейчас я могу сказать, что да. Но когда я только закончил картину, то думал: "Боже мой, как я не помер на ней вообще?! Больше никогда не буду этим заниматься". А потом, знаете, как бывает -- проходит время и все плохое забывается.

-- А вы быстро забываете плохое?

-- Да, наверное, так уж я устроен. А что толку помнить плохое? Толку от этого никакого.

Я НЕ СЧИТАЮ "БЕЛОЕ СОЛНЦЕ ПУСТЫНИ" СВОИМ ЗВЕЗДНЫМ ЧАСОМ

-- Киноведы часто пишут о том, что "Белое солнце пустыни" -- ваш звездный час, да и у многих зрителей ваше имя ассоциируется именно с этой ролью.

-- Я не знаю, что пишут киноведы, -- пусть это будет на их совести, им же надо как-то зарабатывать деньги. Но я так не считаю. У меня и помимо этой роли есть любимые работы -- в "Утренних поездах", "За витриной универмага", "На дорогах войны"... В "Берегах в тумане" я играл белогвардейского офицера и эта работа для меня очень дорога.

-- В 1979 году вы стали народным артистом РСФСР. Как вы относитесь к званиям в принципе?

-- Звания ввели в свое время для того, чтобы выделить заслуги человека перед государством. Первыми народными артистами стали Шаляпин и Ермолова. Коль так исторически сложилось, что эти звания были введены, то пусть так и будет. Почему к этому нужно плохо относиться? Если тебе дали звание, не вижу смысла им пренебрегать. По-моему, это пижонство.

-- В минувшем году в кинематографической жизни России произошло много событий, связанных с именем Никиты Михалкова. В частности, последний съезд...

-- Вы знаете, мне бы не хотелось как-либо трактовать эти события. Тем более, в газетах так много писали об этом. Никита Сергеевич -- талантливый художник и, как выяснилось, не менее талантливый организатор. Думаю, в качестве руководителя Союза кинематографистов он будет не хуже своих предшественников. Даже наверняка.

-- В последние годы вышло много фильмов молодых режиссеров. Нравится ли вам что-то из "нового" российского кино?

-- Не могу похвастать, что я все смотрел. В последнее время хворал, лежал в больнице. Мне кажется, что талантлив Валерий Тодоровский, понравилась его последняя картина "Страна глухих". "Время танцора" -- хорошая работа, хотя, конечно, Абдрашитова молодым не назовешь.

А вообще я не согласен с тем, что российское или украинское кино "закончилось". Есть расхожая истина -- "нет пророков в своем отечестве". Если ее перенести на кинематограф, то зачастую происходит так: пока режиссеры, актеры живут рядом с нами, нам кажется, что они не гении. Но как только они уходят, мы понимаем, что они были великими.

-- После августовского кризиса встреч со зрителями стало меньше, но они все-таки есть. Какие вопросы обычно задают на этих встречах?

-- Есть обойма "обязательных" вопросов. В частности, про "Белое солнце пустыни", про личную жизнь, любимую роль. Это во многом зависит от аудитории. Люди устали от фильмов "перестроечной волны" -- о бандитах, рэкетирах и насилии; народ, как прежде, хочет видеть картины о любви, поэзии, человеческом благородстве.

КАЖДОЕ "ВРЕМЯ ЖИЗНИ" ХОРОШО ПО-СВОЕМУ

-- Анатолий Борисович, о вашей семье известно немного: с женой вы познакомились в доме у Галины Волчек, а ваша дочь искусствовед -- вот, пожалуй и все.

-- Честно говоря, я не очень люблю говорить о семье и личной жизни. Моя дочь действительно закончила факультет истории искусств. Она работала в большом издательстве, сейчас оттуда ушла, потому что намечается другая работа.

-- Но хорошее-то вы помните наверняка. Когда вы последний раз были в Киеве?

-- Несколько лет тому назад я снимался здесь в картинах Михаила Ильенко "Школа", Григория Кохана вместе с Любой Полищук. Кроме того, приезжал на передачу к Матвею Ганапольскому.

-- Любите сюда приезжать?

-- Да, мое сердце встревожилось. Потому что здесь я снимался в одной из первых своих картин в 56-м году на студии им. Довженко. Это был фильм Лившица "Путешествие в молодость"...

-- По-моему, вы тогда уже были женаты?

-- (Улыбается.) Да, начинал быть женатым.

--... и приехали на съемки с женой?

-- Да, она была здесь. (Удивленно.) Вот все вы знаете. (Задумчиво.) Вспомнил -- и как путешествие в молодость...

-- Скучаете по тем годам?

-- Редко, но когда бываю в Киеве -- вспоминаю -- и что-то шевелится в душе.

-- Философски относитесь к тому, что "лучшие годы прошли"?

-- Что значит "лучшие годы прошли"?! Я так никогда не думал. Наверное, каждое "время жизни" по-своему прекрасно. Поверьте, я еще не состарился и у меня есть интерес к жизни.

-- Что для вас сегодня важно в жизни?

-- Иметь интересную работу, хорошую семью, общение. С годами постепенно сужается круг друзей, хотя несколько человек с юности остались.

-- Чего вы ждете от жизни для себя?

-- (Смеется.) Чего? Вечной весны!