1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №15 (270) за 27.01.99

ДА, СКИФЫ МЫ. ДА, С "ПЕКТОРАЛЬЮ" МЫ

И как мы еще 10 лет назад жили без театральных премий?! Пионер этого дела -- "Киевская пектораль", появившаяся в 1992-м, ежегодно вызывает массу нареканий, но без нее уже трудно представить себе целостную картину богемной жизни. Уже и Русская драма устроила "внутриколхозную выставку", как окрестили ее франковцы, и телепередача "Театр на ладонях" учреждает свою премию... А "Пектораль" тем временем обнародовала результаты первого тура.

Тут как раз в России объявили претендентов на "Золотую маску" сезона 1997-98. В разделе "драматический театр" знаменитых имен немного: Анатолий Васильев, Валерий Фокин, Сергей Бархин, Константин Райкин, Евгений Миронов -- пожалуй, все. Особенно удивило решение экспертного совета не присуждать премию в номинации "Лучшая женская роль". "Неужели не нашлось во всей России ни одной достойной претендентки?" -- резонно рассуждают оппоненты. Откровенно говоря, такой "финт" даже вызывает уважение: ведь наши соотечественники предпочитают выбирать между шилом и мылом, лишь бы, не дай Бог, не признаться, что хрен редьки все равно не слаще.

"Пектораль" присуждается не за общепринятый в мире Мельпомены период -- сезон, а за год. В данном случае, 1998-й. Новация этого года: решающее слово, то есть итоги второго тура будут зависеть не от команды экспертов, а от горстки "самых уважаемых", типа совета старейшин. Видимо, к этому решению организаторов подвигли прошлогодние сюрпризы, когда в двух номинациях победителей оказалось по паре.

Явно выраженных лидеров в гонке не наблюдается. Точнее, их слишком много. Эксперты отметили возвращение на арену Театра на Подоле: комедия "В степах України" значится в разделах "Лучший спектакль", "Лучшая режиссура" (Виталий Малахов), "Лучшая сценография" (Игорь Лещенко) и "Лучшая мужская роль" (Александр Игнатуша). Их сказка "Чумацький скарб" -- в номинациях "Лучший спектакль для детей" ( там же -- два спектакля Городского театра кукол, "Ворон" и "Маленький Мук", и "Золотой цыпленок" Театра марионеток) и "Сценография" (Елена Богатырева). А режиссер "Скарба" Дмитрий Лазорко выдвигается на премию, наоборот, за постановку "Ты, которого любит душа моя..." на Левом берегу (плюс "Лучший спектакль" и "Лучшая женская роль" -- Алла Масленникова).

Театр драмы и комедии опять метит на все призовые места: в списках также "Филоктет-концерт" (спектакль, режиссура Дмитрия Богомазова и музыкальное оформление Александра Кохановского) и "Рогоносец" (артисты Дарья Лобода и Кость Костышин и пластическое решение Льва Сомова). В четырех номинациях "засветились" "Елисейские поля в Нью-Орлеане" театра "Браво", где вся постановочная группа -- тоже левобережная (Эдуард Митницкий -- режиссура, Александр Курий -- музыкальное оформление, артисты Александр Гетманский и Анатолий Ященко).

Еще два "стахановца": "Блоха в ухе" Русской драмы (режиссура -- Аттила Виднянский, сценография -- Сергей Маслобойщиков, роли второго плана -- Александр Бондаренко и Наталья Доля) и "Лысая певица" Экспериментального театра (спектакль, пластика и две женские роли: второго плана -- Виктория Авдеенко и первого плана... Валерий Легин (!). Экспериментальный представлен также сценографом Владимиром Карашевским ("Амфитрион").

Все шансы на победу в номинации "Лучшая мужская роль" имеет артист Молодого театра Алексей Вертинский (моноспектакль "Синий автомобиль"). Если бы не "парламентер" -- Виталий Савчук с ролью второго плана в комедии "Бал воров", -- можно было бы сказать, что Театр Франко "в списках не значился". Тот же случай -- Валентина Сова -- единственная из "Колеса" ("Страсти дома господина Г.-П.").

Теперь об отсутствующих. О них -- или хорошо, или ничего. Явно упущена из виду, на мой взгляд, "Настасья Филипповна" "Лесь Курбас-Центра". Не прошел во второй тур неизменный "пекторант" композитор Юрий Шевченко, представлявший мюзикл "Малюк" в Молодом театре (спасибо режиссеру Владимиру Бегме). Благодаря отеческой заботе Эдуарда Митницкого, наконец, не за что награждать Юрия Одинокого. Получив в позапрошлом году заслуженную "Пектораль", в прошлом разделив ее с Эдуардом Марковичем, в этом Юра может, в конце концов, ходить с гордо поднятой головой -- никакая железяка (а она и в самом деле тяжеленная!) не будет пригибать его лебединую шею к земле. От одного ученика-конкурента Э.М. избавился. Осталось двое. Кто падет следующей жертвой худручьей охоты?.. Что поделаешь, нам от скифов достались не только произведения искусства вроде "пекторалей", но и исключительный боевой дух.