1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №51 (306) за 19.03.99

УХОДЯ, ЭНЕРГЕТИКА "ПОГАСИТ" ЭКОНОМИКУ. ПОПРОСИМ ОСТАТЬСЯ?

"Сегодня в названии вашего города -- Энергодар -- можно уловить горькую иронию: энергия -- даром, -- резюмировал во время встречи в забастовочном "палаточном городке" Запорожской АЭС народный депутат Алексей Кучеренко. -- Да часто так оно и происходит. Ваш город в прошлом году дал четверть всей электроэнергии, произведенной в стране, но до сих пор значительная часть ее не оплачена. На других АЭС задержки зарплаты еще большие и достигают 4--5 месяцев. Мы приехали сюда, понимая, что с ядерной энергетикой, с ядерной безопасностью шутить нельзя. Коллапс энергетики повлечет немедленную смерть всей экономики."

НА ГОЛОДНОМ ПАЙКЕ

Михаил Ковалко, председатель Комитета ВР по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности, акцентировал, что инициатором проведения выездного парламентско-правительственного заседания в Запорожье был здешний народный депутат Кучеренко. Его стремление, так сказать, с доставкой на дом привезти своим избирателям профильный комитет, в котором и сам работает, понятно и похвально. Однако двухдневная поездка ни в коем случае не должна была ограничиться разовым решением конфликтной ситуации "на местах" -- расчет сразу делался на то, чтобы попытаться сломать сложившуюся порочную практику взаимных неплатежей, на глазах разрушающую стратегическую отрасль.

Действительно, приехавший на другой день первый вице-премьер Владимир Куратченко (кстати, в недавнем прошлом -- глава Запорожской облгосадминистрации) привез благую весть о выделении Минэнерго 120 миллионов гривен для погашения долгов по зарплатам атомщикам. Но это -- своего рода местная анестезия, позволяющая на время заглушить боль; между тем без "хирургического" вмешательства "больному" не выжить. Инструментом долговременного оперативного воздействия парламентарий Кучеренко считает создание правовой базы функционирования отечественной энергетики, учитывающей сложившиеся реалии и перспективы развития. Его доклад на эту тему был "центровым" рабочим документом выездного заседания и послужил основой для итогового резюме. Но об этом -- позже. Прежде, наверное, нужно несколькими штрихами обрисовать нынешнее положение энергетики, а оно поистине катастрофическое.

По информации В. Куратченко, уже в прошлом году было задействовано лишь около половины имеющихся в стране энергогенерирующих мощностей, остальные простаивали, и ситуация продолжает усугубляться. По мнению первого замминистра энергетики Михаила Уманца, в нынешнем положении потеря даже 2--3 млн. кВт мощности грозит развалом всей энергосистемы страны -- а значит, мы не имеем права выводить из эксплуатации даже заведомо убыточные ТЭС, себестоимость электроэнергии в которых в два--три раза превышает ее рыночную цену. В 1998 году только 79,5% отпущенной потребителям электроэнергии было оплачено, при этом лишь 15% -- "живыми" деньгами, остальное -- бартером, векселями, взаимозачетами. Это дало основание хорошо знакомому с проблемой Алексею Кучеренко еще в конце прошлого года утверждать, что в Украине энергорынок заменен рынком долговых обязательств. Однако сегодня ситуация еще хуже. Долги энергетикам за прошлый год, по официальной версии, составили 300 млн. грн., вызвав цепную реакцию неплатежей в бюджет, загнав большинство предприятий отрасли в долговую кабалу и лишив их средств для закупки топлива, не говоря о модернизации и даже плановых ремонтах.

По словам Данко Билея, генерального директора Запорожской АЭС, самой мощной энергостанции в Европе, с начала года его предприятие получает всего 2,4% деньгами за отпущенную электроэнергию (по отрасли этот показатель не превышает 5%), на складах нет ядерного топлива ни на одну загрузку, а на его закупку в этом году требуется $140 млн., которых, само собой, нет. Не за что отгружать России и ядерные отходы. Чтобы не загубить ЗАЭС зимой, нужно сейчас "тушить котлы" и экономить ядерное топливо... Ряд примеров по другим станциям можно длить до бесконечности, но и этого довольно, чтобы представить себе серьезность положения.

ЭНЕРГОРЫНОК ИЛИ ДИКИЙ БАЗАР?

Ныне действующая схема так называемого оптового рынка электроэнергии себя не оправдала. А поспешная приватизация 8 облэнерго -- энергораспределяющих компаний -- привела к тому, что за последние 3--4 месяца деньги перестали поступать на энергорынок и доходить до производителей -- генерирующих компаний. Понадобилось подготовить указ Президента о создании на энергорынке финансового концентратора, аккумулирующего и распределяющего средства, что уже дало первые результаты: собираемость денег достигла 2,8--3 млн. грн. ежедневно, а уже 4 млн. грн. обеспечат более-менее стабильную ситуацию.

Но в принципе получается, что создаваемый четвертый год энергорынок у нас в стране обрел черты дикого базара, на котором при формировании тарифов учитывается лишь предложение продавца, и никак -- покупателя и потребителя, а в итоге устанавливаются нереальные цены под неплатежеспособный спрос и энергетики остаются при своих интересах. Данная схема далека от жизни, что предметно проиллюстрировал директор Запорожского алюминиевого комбината Иван Бастрыга: тогда как цены на энергорынке достигают 3,6 цента за киловатт, его предприятие покупает электроэнергию втрое (!) дешевле, да еще с двух-трехмесячной отсрочкой оплаты.


Концептуально А. Кучеренко эту ситуацию обрисовал так: "Реальная жизнь показала, что оптовый рынок электроэнергии, который у нас сформировался -- не что иное, как виртуальная реальность. Реально же энергообеспечение страны осуществляется по совершенно другим схемам. Поэтому фактически мы имеем рынок долгов, торговли векселями, перекошенных цен как на электроэнергию, так и на товары, за которые она покупается." Он же ответил на вопрос, почему получилось "как всегда", если хотелось как лучше. Принципы организации энергорынка были механически позаимствованы из прошлого опыта Великобритании и не отражали наши реалии -- собственно, и у себя на родине они сейчас пересматриваются. Назовем основные из них: разделение генерации, передачи, распределения и поставки электроэнергии; обязательная поставка всей электроэнергии в "общий котел" энергорынка (ее безадресность); особый механизм тарифообразования, позволяющий устанавливать единые "краткосрочные цены" на всю электроэнергию; наличие огромного числа посредников (по информации В. Куратченко, лицензии на работу на энергорынке получило 150 компаний, из них всего 7 -- генерирующих); создание госструктур, управляющих энергорынком; лишение АЭС статуса юридического лица.

Но еще печальнее, что эти же принципы легли в основу обоих законопроектов -- и правительственного, и парламентского -- об основах функционирования энергорынка, поданных на рассмотрение Верховной Рады. Неудивительно, что А. Кучеренко призвал коллег не торопиться с рассмотрением законопроектов и предложить правительству создать под руководством первого вице-премьера квалифицированную рабочую группу с привлечением представителей заинтересованных министерств и ведомств, народных депутатов и экспертов, чтобы всесторонне изучить работу оптового рынка электроэнергии и разработать концепцию развития энергорынка. И лишь после доработки принять закон. Это предложение было поддержано всеми участниками выездного заседания.

ДАВАЙТЕ УЧИТЬСЯ ХОТЬ НА СОБСТВЕННЫХ ОШИБКАХ

Можно ли было предвидеть и предотвратить катастрофическое развитие ситуации в энергетике? Оказывается, да. Еще в сентябре прошлого года Алексей Кучеренко обратился с письмом к премьер-министру и тогдашнему вице-премьеру, курировавшему отрасль, в котором предостерегал о грядущих последствиях и предлагал ряд конкретных мер. В частности, объявить ситуацию в энергетике чрезвычайной, приостановить или отменить нынешнюю модель энергорынка, остановить поспешную приватизацию, которая, вопреки логике, началась с облэнерго, а не с генерирующих компаний, и разобраться с теми объектами, которые уже были приватизированы. Но, как говорится, нет пророка в своем отечестве.

Теперь правительство вынуждено реагировать в пожарном порядке. Так, оно обязало 3 из 8 прошедших через приватизацию облэнерго вернуть в управление государства пакеты акций, попавших в частные руки, что было расценено г-ном Кучеренко как логическое исправление прежнего непродуманного решения. Корреспондент "Сегодня" попросил его прокомментировать другую важную инициативу, вызревшую в ходе выездного заседания -- создание на базе Запорожской области регионального энергорынка.

-- Речь идет о целой программе, содержащей механизм распределения электроэнергии на региональном уровне, с учетом местных приоритетов, с возможностью установления специальных тарифов для перспективных предприятий. Также программа предполагает передачу государственных пакетов акций предприятий в управление облгосадминистрации: пусть она через открытые тендеры, конкурсы, сама определит, кто наиболее эффективно управится с этими предприятиями, обеспечит наивысшую отдачу. Цель здесь двуединая -- повысить зарплаты и пенсии и не дать угаснуть энергетике Запорожья. Если удастся "пробить" программу и поднять этот регион, через год он начнет "подтягивать" другие промышленные области -- Донецкую, Днепропетровскую, Харьковскую. Всю страну, наконец. Начинать выход из кризиса нужно с таких регионов, которые могут доказать, что в состоянии решать свои насущные задачи. Кстати, экономика области, на 91% состоящая из металлургии, энергетики и металлообработки, способствует успешной реализации задуманного. Есть соответствующие рассчеты, есть инициатива снизу и понимание в правительстве. Очередь за соответствующим указом Президента.

Остается добавить, что инициатором такой региональной программы еще в бытность губернатором Запорожья выступил Владимир Куратченко (а его преемник Евгений Карташов -- ее горячий сторонник). Сопредседатель же депутатской группы "Возрождение регионов" Алексей Кучеренко активно поучаствовал в "мозговом штурме" самой концепции, а теперь своей энергетикой (простите за эвфемизм) способствует ее реализации. Команда подобралась неслабая, так что есть основания надеяться на успех.