1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №130 (385) за 16.07.99

ИЗБИРАТЕЛЬ ВСЕГДА ЗВОНИТ ДВАЖДЫ?

Долгое время наше телевидение жило в предощущении бури. И вот она грянула -- предвыборная стихия разгулялась восю. Несмотря на жару и каникулы, политики просто не сходят с экранов. Кто-то сам напросился, радостно вещая из студии про грядущее благоденствие в случае "правильного" выбора. А кто-то попал в кадр поневоле: у конкурентов наконец созрел компромат, которым пришло время поделиться с народом.

Отнюдь не на всех каналах возникли летние "пустоты" в сетке вещания. На УТ-1, к примеру, появилось "Досье". Этот политический "х-файл" изобилует фактами, о наличии которых сам "предмет" разговора, возможно, и не подозревал. Не исключено, правда, что он в "курсе"... В любом случае, если после передачи подают в суд, значит она получилась нескучная. Интер на прошлой неделе тоже озадачил политической активностью -- сразу два новых проекта: телеобозрение предвыборных игр "На самом деле" (тенденциозность которого, мягко говоря, коллеги-профессионалы могли бы завуалировать более искусно) и интерактивный телефонный опрос населения, который стартовал 11 июля в "Подробностях недели". Тема знакомая до боли: за кого из кандидатов будет голосовать позвонивший. Каждому кандидату (и тому, кто в воскресенье им еще не был) присвоили телефонный номер -- снимай трубку и "наяривай". Собственно, эта последняя интерактивная находка вызвала некоторые вопросы. Ну, скажем, почему бы не набрать приглянувшийся номер раз десять? И насколько в таком случае данные опроса объективно отразят картину мнений избирателей? Как считает Алексей Мустафин, заместитель шеф-редактора информационно-аналитической службы Интера, опрос все-таки будет достаточно объективным, потому что нынешний уровень развития телефонной и компьютерной техники позволяет определить, с какого номера идет звонок. И если он приходит с одного и того же номера, то автоматически отсеивается. "Единственный минус, -- утверждает Алексей, -- это неравномерное развитие телефонной сети. Безусловно, горожане имеют лучшие возможности, чем сельские жители, что тоже учитывается при анализе результатов".

И все же, это, пожалуй, минус не единственный. Вообще, правильно ли проводить телефонный опрос в то время, как научными институтами разработаны и уже апробированы специальные методики?

"Мы не претендуем на то, чтобы наш опрос подменял собой выборы, -- говорит Мустафин. -- Среди социологических опросов общественного мнения практикуются различные методики, в том числе использование телефонных звонков". Кстати, за звонок на канал надо платить (бесплатным опрос был всего четыре воскресных часа). Любопытно, настолько ли политически сознателен наш "процветающий" электорат, чтобы голосовать еще и собственными деньгами?