1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №43 (298) за 06.03.99

ПАРЛАМЕНТ НАСТРОЕН НА "РАЗБОРКИ" С КОРЕЙЦАМИ

В парламенте зреет скандал, связанный с "прожектом века" -- производством автомобилей украинским АвтоЗАЗом совместно с корейской "Дэу". Депутаты, "клюнувшие" на обещания корейцев вложить в развитие отечественного автомобилестроения $150 млн. (на протяжении нескольких лет взнос обещано было довести до $1,2 миллиарда), предоставили совместному предприятию невиданные доселе налоговые льготы, утвердив соответствующий закон.

Но, увы, судя по заявлениям представителей АвтоЗАЗа, корейцы "позабыли" не только про обещанный миллиард, но и про более скромные финансовые обязательства и теперь требуют пересмотра бизнес-плана. На днях один из лидеров партии "Реформы и Порядок" Сергей Соболев на специально созванной пресс-конференции обещал корейцам жесткие санкции, решение о которых может принять ВР в случае невыполнения ими инвестиционных обязательств. С вопросом, чем может грозить гнев парламента украинско-корейскому СП, корреспондент "Сегодня" обратился в Комитет ВР по вопросам финансов и банковской деятельности, -- парламентский орган, от которого в немалой степени зависит дальнейшая судьба проекта. Тем более, что глава комитета -- представитель третьей по численности фракции -- Руха, а его заместитель -- член фракции Компартии, наиболее многочисленной.

Председатель комитета Валерий Алешин:

-- Когда в нашем комитете рассматривался законопроект "О стимулировании производства автомобилей в Украине", были большие споры. Позиция корейской стороны, которая достаточно агрессивно ведет себя на новых рынках, пытаясь получить максимальные льготы, была очевидна. Парламент долго колебался. В конце концов, в законе был оговорен ряд условий поэтапного контроля за выполнением всех обязательств.

Пока проект в должном виде не выполняется. Ныне объемы производства"Таврии" сильно сокращены, сборка автомобилей Дэу осуществляется в Ильичевске из импортных комплектующих, о производстве машин на базе АвтоЗАЗа речь уже не идет. Нынешняя ценовая политика компании (корейские автомобили, несмотря на огромные налоговые льготы, продаются в Украине по ценам, близким к западноевропейским), никак не на пользу нашему авторынку. Боюсь, что мы здесь имеем дело с недобросовестной политикой.

-- Предусмотрены ли законом о стимулировании производства автомобилей какие либо конкретные меры воздействия на недобросовестного инвестора?

-- Нет, однако депутаты вправе принять соответствующие поправки. По отношению к корейцам может быть ужесточена налоговая политика, вплоть до приостановления действия льгот. Сам закон ВР аннулировать не станет, поскольку его принимали в расчете на "абстрактного инвестора".

-- В случае ухода с украинского рынка корейцев, насколько вероятно тесное сотрудничество с европейскими компаниями?

-- Увы, пока европейцы в большинстве своем не считают экономически выгодным создание в Украине дополнительных производств: у них свои мощности недостаточно загружены, да и потом, что делать с предприятиями в Центральной Европе -- в той же Чехии? Так что подобные проекты относятся скорее к области желательного, нежели действительного...

Зампредседателя комитета Вячеслав Сокерчак:

-- Когда законопроект появился в парламенте, у нас были страшные перепалки с Сотниковым (это соглашение с самого начала выглядело подозрительным). Ведь автомобили корпорации "Дэу" не относятся к числу лучших даже в Корее. Если бы на АвтоЗАЗе проходил открытый тендер, корейцы не смогли бы победить. Перспектив у "Дэу" здесь не вижу: на усовершенствованную "Таврию" понизили цены, но эффект оказался невысок, поскольку народ с большей охотой берет неновые "Жигули". Чисто корейские автомодели не покупают из-за высоких цен. Представьте: аналогичные марки машин, которые "Дэу" производит в соседних странах, даже после уплаты всех налогов на границе стоят дешевле, чем собираемые здесь. Такой ценовой политикой наш автомобильный рынок удавить можно! Надо еще раз вернуться к этому закону и ужесточить нормы контроля.

Хотя у меня такое впечатление, что те, кто должны это делать, в какой-то летаргии! В законе четко записано, что налоговые льготы даются на 10 лет только в том случае, если инвестор вложил в предприятие $150 млн. А на деле что? Обещанных денег СП так и не получило. Чем там руководство предприятия занималось? А Минпромполитики, которое должно было контролировать поэтапное выполнение договора? Депутатов не информируют о настоящем состоянии дел, мы из газет узнаем, что делается на АвтоЗАЗе.

-- На ваш взгляд, можно ли сейчас разорвать отношения с корейцами и провести открытый тендер?

-- Думаю, это уже невозможно. Мы ведь не знаем, какими обязательствами связала себя украинская сторона. Договоры с корейцами, которые заключало правительство, депутатам не демонстрировали, хотя на нас и наседали. Комитет 8 раз рассматривал этот проект: все было -- и дверями "грюкали", и бумаги швыряли, и фразы всякие кричали друг другу...

-- Почему бы парламенту самому не контролировать выполнение обязательств инвесторов, которым предоставлены льготы?

-- Поскольку "льготники" не платят налоги, можно считать, что они финансируются из бюджетных средств. А в парламенте контролирует выполнение бюджета Счетная палата. Логично предположить, что последняя должна заниматься и проверкой "льготников". Однако решением Конституционного Суда Счетной палате, а значит, и Верховной Раде, в таких правах отказано.

-- Возвращаясь к вопросу о парламентском давлении на корейцев, -- вы не боитесь, что "Дэу" не захочет делать то, что требует украинская сторона, и свернет проект?

-- На них свет клином не сошелся. Мы дали "Дэу" льготы для того, чтобы на территории Украины производились корейские марки машин на основе деталей, которые будут "точить" наши предприятия. Недавно президент фирмы "Краз IVECO" к нам в комитет пришел: мы, мол, у вас давно работаем, кузов к машинам в Кременчуге "штампуем", и никаких льгот не имеем. А чем корейцы их заслужили? Тем, что автомобиль здесь скручивают из привозных узлов? Россия производит в Крыму "Газель", чтобы украинский рынок не терять, и, опять-таки, "на общих основаниях". Конечно, хотелось бы, чтобы продолжалось сотрудничество и с корейцами -- СП дало работу в Ильичевске более чем 20 тысячам рабочих. Но деятельность корпорации должна вписываться в рамки закона. Для выяснения ситуации наш комитет в апреле планирует провести выездное заседание в Запорожье, на самом СП. Думаю, в случае нарушения норм закона решение будет нелицеприятным!