1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №171 (426) за 15.09.99

МАСТЕРСКОЕ СВЕТОПРЕСТАВЛЕНИЕ

В тот вечер в Доме Булгакова сошлись три мастера. "Три мастера" -- так был назван спектакль--не спектакль, вечер--не вечер... Пожалуй, театрализованная беседа. "Беседовали" Александр Пушкин, Михаил Булгаков и Даниил Лидер. То бишь Даниил Даниилович представлял свою разработку пьесы Булгакова "Александр Пушкин (Последние дни)".


Даниил Лидер
Мероприятие было полуподпольное, но народу набилось, как в рукавичку. Кира Николаевна Питоева-Лидер уже давно рассказывала о том, что такое Пушкин в творчестве Булгакова, а раскалившийся от перенапряжения звонок все надрывался -- буквально каждую минуту приходили новые гости. Наконец пришел, театрально звеня бутылками, Роман Балаян. Но и он не завершал кавалькаду.

В этом Доме сошлись бытовое и божественное, и как ни открещиваются хранители Дома от "Мастера и Маргариты", сосредоточившись лишь на "Белой гвардии" -- все же мистика неотступно преследует дом-ковчег на Андреевском спуске, 13. Недаром в день открытия музея (день столетия Михаила Афанасьевича) в ясном солнечном небе над спуском гремел устрашающий гром. Вот и в тот вечер не обошлось без "жутиков" -- то ли от духоты, то ли еще от чего -- но потеряла сознание молодая девушка. Падая, она плечом задела громадное стекло, прикрывавшее лидеровский макет, и плавно приземлилась на осколки, поддерживаемая Балаяном. Тут же мистическим образом появилось еще одно стекло, и Даниил Даниилович вместе с художником Бадри Губианури создали новый стеклянный "занавес", осыпав его белой краской -- снегом.

Только, когда торжество закончилось, и Лидеру был вручен почетный диплом (скорее "дипломище" -- его и в руках-то удержать трудно!) от Фонда содействия развитию искусств, Даниил Данилович узнал о девушке, упавшей в обморок -- он-то думал, что просто какой-то паразит стекло сбросил.

Лидер почти ничего не видит. Но как Глостер из его любимого "Короля Лира", ослепнув, прозревает -- так Лидер видит больше, чем все мы, заостряющие внимание на незначительных и часто ненужных деталях. Он видит Свет -- лучи, пятна, сгустки света. Недаром в интерпретации Лидера известный постулат "Пушкин -- это наше всё" превратился в "Пушкин -- это наш Свет". Если в первом приближении в дни пушкинского юбилея макет являл собою некое подобие декорации -- то к сентябрю все стало игрой света. Пушкин -- луч живого и яркого света. А вокруг него -- то, что зовется "высшим светом" -- свет безжизненный и холодный.

Всегда поражает, как Лидер умеет сам давать спектакли: он лишь рассказывает, как видит пьесу -- а в воображении возникает полная картина спектакля. Будто и не нужен больше никто: ни режиссер, ни артисты. Только Свет.