1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №42 (297) за 05.03.99

ЧЕТЫРЕ НАШИХ ТЕПЛОХОДА В ОБМЕН НА ОДИН ЛАЙНЕР

Удивительно неожиданным образом аукнулось Украине решение Бориспольского городского суда полуторагодичной давности о конфискации в пользу государства дальнемагистрального пассажирского самолета Ил-62М египетской авиакомпании "Alim Airlines".

Освежим в памяти события осени 1997-го. Частная каирская компания "Alim Airlines" обратилась в Бориспольское авиапредприятие с просьбой выполнить плановый ремонт своего лайнера и, заручившись согласием, пригнала его 20 сентября в центр технического обслуживания нашего аэропорта. В соответствии с декларацией, ответственным за его обратный вывоз после ремонта назначался руководитель этого центра Лев Сивков.

Самолет (ранее он состоял в парке небезызвестного друга принцессы Дианы Доди аль Файеда, позднее это был "литерный борт" лидера СЕПГ Эриха Хонеккера) привели в порядок, и он должен был возвратиться в Египет до 1 ноября того же 1997 года. Но -- не вернулся.

...Мне в то время пришлось беседовать и с сотрудниками Бориспольской таможни, и с представителями Бориспольского горсуда, которые в один голос утверждали: своевременный невывоз чужого транспортного средства за пределы Украины подпадает под статью 113 Таможенного кодекса. То есть, самолет подлежит конфискации в пользу государства.

Небывалое в истории суверенной державы решение в итоге и принял судья Григорий Кравчук. "Вынося его, я не превысил свои полномочия, а действовал исключительно в правовом поле, -- рассказал он мне. -- Нужно научить других уважать украинские законы".


Из-за этой "Мисс Лейлы"
и пострадали экипажи наших морских судов
В сопровождении инспектора налоговой администрации и судебного исполнителя мне позволили проехать на запасную стоянку Бориспольского аэропорта, где я и запечатлел для потомков уникальный "конфискат" -- пестро раскрашенный "Ильюшин" с символикой чужеземной авиакомпании. Лайнер, на чьем борту было выведено игривое имя "Мисс Лейла", по тогдашнему курсу оценили примерно в семь миллионов долларов...

Верховный суд, как в свое время писала газета "Сегодня", рассмотрев в порядке надзора это гражданское дело, согласился с решением суда районного, тем более что оно не было обжаловано египетской стороной. Казалось бы, можно ставить точку.

...И вот полтора года спустя история эта вновь напомнила о себе. Хозяева "Мисс Лейлы", будто опомнившись, вздумали ответить адекватными мерами. Раз Украина присвоила (по их версии) чужую крылатую машину, нужно отплатить той же монетой и "тормознуть"... ну, допустим, украинские морские суда. Почему не самолет? Потому что постоянного воздушного моста между нашими странами нет, а с чартерными рейсами "челноков" лучше не связываться, себе дороже обойдется.

Сказано -- сделано. Бывшие теперь уже владельцы "Ильюшина" обратились в Хелиопольский суд Каира (любопытно, отчего не в Бориспольский или, скажем, Верховный) с иском к... государству Украина и ее органам государственной власти о возмещении материального и морального ущерба, связанного с конфискацией Ил-62М.

И суд, как вы, наверное, догадались, иск удовлетворил! Понесенные "Alim Airlines" убытки, включая упущенную выгоду, были оценены в 12,5 миллиона долларов. А в качестве своеобразной компенсации египетская Фемида распорядилась наложить аресты на украинские суда.

Три из них -- сухогрузы "Художник Пластов", "Вадим Глазунов" и "Измаил" -- принадлежат Украинскому дунайскому пароходству, четвертое -- "Матвей Муранов" -- Азовскому МП. Их экипажи имели несчастье оказаться в порту Александрия именно в тот момент, когда судебное решение вступило в законную силу: "Кто такие? Украина? Арестованы!"

Позавчера и вчера мне пришлось неоднократно разговаривать и встречаться со многими официальными лицами, причастными к освобождению попавших в совершенно нелепую ситуацию моряков. Украинские дипломаты буквально с утра до поздней ночи "висят" на телефонах, готовят материалы и документы, согласовывают свои действия с юристами, руководителями Минтранса, Департамента морского транспорта, пароходств, других ведомств.

В чем парадокс ситуации? Статья 6 Торгового соглашения между Украиной и АРЕ не предусматривает ответственности какой-либо из сторон за обязательства своих физических или юридических лиц. Уже одно то, что "Alim Airlines" предъявила иск сразу к восьми украинским ответчикам, и этот иск Хелиопольский суд удовлетворил, не вписывается ни в какие рамки. А египтяне упорствуют, настаивая на незаконности конфискации своего самолета и предлагая торг: отдадим ваши суда только взамен на "Мисс Лейлу".

...Опытнейшие юристы-международники, участвовавшие, кстати, в прошлогоднем вызволении круизного теплохода "Тарас Шевченко" из Пирейского морского порта, заявили в интервью "Сегодня", что ситуация, о которой вы прочли, поистине не имеет аналогов в новейшей истории мореплавания. Она может спровоцировать громкий международный скандал с далеко идущими последствиями. Даст Бог, усилия наших дипломатов принесут свои результаты, им-то разгадывать различные кроссворды приходится не впервой. Но каким будет компромисс, предсказывать не берется никто.

Пока ломаются копья, в территориальных водах АРЕ дрейфует не менее шести других торговых судов под флагом Украины. Их капитаны просто боятся заходить в Александрию, не исключая, что сухогрузы постигнет та же участь, что и команды четырех теплоходов Азовского и Дунайского пароходств. Генеральный директор представительства АМП в Киеве Григорий Манусов сказал мне, что сутки простоя арестованного "Матвея Муранова" обходятся в 3,5 тысячи долларов. Вчера на месте событий в детали вникали посол Украины в АРЕ Иван Кулеба и группа адвокатов...