1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №173 (176) за 10.09.98

ПОКОРЯТЬ ЭВЕРЕСТ КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Эти дети тоже любят сказки... В библиотеке на самом видном месте -- 170 томов мировой литературы, аккуратные переплеты журнала "Вокруг света" за 25 лет, большая энциклопедия. Когда ее принесли, библиотекарь Анна Никифоровна Пащенко, радуясь такому пополнению, вопрошала: "Вы хоть имя свое назовите, чтобы знать, за кого Богу молиться". Не назвали. Неважно это. Лишь бы дети читали.

Я отвык от обстановки школьных библиотек, поэтому с интересом разглядывал тысячи аккуратно сложенных на стеллажах книг, стопки учебников. Так началось мое знакомство с единственным в Киеве интернатом для больных детским церебральным параличом.

-- Первоклассники, как только научатся читать, становятся постоянными читателями библиотеки, -- рассказывает Анна Никифоровна. -- Вы видели когда-нибудь школу, в которую даже выпускники нередко приходили за литературой? Многие даже со своими детьми. У нас немало семейных пар и школьных романов.

В этом я вскоре убедился. В коридоре мило беседовала парочка. Увидев директора Евгения Постовойтова, юноша подошел к нему -- поздоровались как друзья, с улыбкой и крепким рукопожатием.

-- Наш выпускник Виталий Стальченко, -- представил Евгений Павлович. -- Хотите узнать что-то о школе -- не меня спрашивайте, учеников.

-- У нас очень хорошие учителя, -- сказал Виталий .-- И то, что это люди старшего поколения, -- большой плюс. В педагогическом колледже, где я учусь сейчас, тоже сильные преподаватели -- и кандидаты, и доктора наук, но человеческого тепла не хватает.

-- Виталий станет психологом, -- говорит Евгений Павлович.-- А вообще мы воспитываем так всех детей. Главное, чтобы они не стеснялись своей ущербности, не комплексовали. Я говорю: инвалидность не надо скрывать, человек в ней не виновен. Держитесь так, чтобы вас не жалели.

ЛЮБОЙ ЗАМОК ПОД СИЛУ

Подходим к кабинету труда. Евгений Павлович долго возится с замком. Заело -- без мастера не обойтись.

-- У нас свой "взломщик" есть, -- смеется Евгений Павлович. -- Двенадцать лет пареньку, от рождения всего два пальца, а может открыть любой замок. Бывает, я с какой-то дверью провожусь полчаса, потом за ним посылаю. Мы инвалидов недооцениваем, а им природа физические недостатки чем-то другим компенсирует. Ребята без рук, а приспосабливаются у нас ногой и есть, и писать.

-- Наверняка, есть и "разбойники", и любимчики?

-- Для меня все дороги. Больше нравятся те, кто оптимистичней, шустрее. Есть и такие, кто доставляет хлопоты: захочется кому-то погулять -- сядет в троллейбус и поедет кататься. А мы волнуемся, ночь не спим. Один подался тетю проведать -- в другой город. Весь интернат на ушах стоял. Киев обыскали, а он через два дня возвращается -- спокойный такой.

...Дверь подалась.

-- В этом кабинете все начинается, -- рассказывает Валерий Павлович. -- Называется сложно: социально-трудовая реабилитация. На самом деле дети здесь нарабатывают те навыки, которые у них недоразвиты, например, работа с пластилином и набивка на ткани помогают рукам научиться двигаться. С первых занятий преподаватели требуют, чтобы ребята не допускали брака -- если что-то делать, то на совесть. И детям нравится -- можно проявить свою фантазию.

СКОРО, ОЧЕНЬ СКОРО МЫ ПОСТРОИМ ГОРОД

Евгений Павлович не без гордости показывает свои владения: школа занимает несколько гектаров, постройки расположены в прекрасном парке. Есть водолечебница и медицинский комплекс, которому могут позавидовать многие санатории. Обустроенные кабинеты лечебной физкультуры и тренажерные залы, уютные комнаты для отдыха.

Немецкие коллеги, с которыми сотрудничают педагоги, поражены размахом построек интерната -- ведь их центры напоминают скорее небольшие хуторки. В этой школе 280 воспитанников и более ста "колясочников", которые обучаются дома. Директор мечтает, чтобы и эти дети смогли вместе с другими посещать школу.

-- Первое, что нужно, -- построить лифт, -- рассказывает Евгений Павлович. -- Ведь для многих ребят ступеньки -- это Эверест, который ежедневно нужно покорять.

-- А родители приходят?

-- Какой бы ни была семья, она важна для ребенка, его все равно тянет к родителям. Поэтому мы стараемся делать так, чтобы те принимали детей с радостью. Каждый ребенок идет домой не с пустыми руками -- выдаем тушенку, консервы, крупы. Нередко такой паек родители просто пропивают, но мы на это все равно идем, потому что самый лучший интернат не заменит ребенку семью.

...Возле окна сидели две девчонки. Одна читала по складам какой-то рассказ, другая внимательно слушала. И удивительное спокойствие, умиротворение было в этой картине. Вспомнились мне слова директора: "У меня есть только одно желание -- чтобы потом им было не хуже, чем теперь".