1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №246 (249) за 23.12.98

НАТАЛЬЯ БОНДАРЧУК: "ОТЕЦ НЕ ВЕРИЛ, ЧТО Я СТАНУ АКТРИСОЙ"

Дочь Сергея Бондарчука и ученица Сергея Герасимова в последние годы не снимается в игровых картинах. Она часто бывает в Индии и Непале, изучает наследие семьи Рерихов. Восемнадцатилетней студенткой Наталья сыграла Хари в фильме Андрея Тарковского "Солярис", который стал главным в ее жизни. Сегодня она играет в своем театре "Бемби", ведет операторский курс в институте, читает рериховские лекции.

-- На вечере памяти вашего отца вы несколько раз повторили фразу, что плохо знали его в жизни. Почему?

-- Дело в том, что я близко знала Сергея Федоровича только в первые восемь лет своей жизни. Отец мне маленькой был даже ближе, чем мама. (Мать Натальи Бондарчук -- актриса Инна Макарова. -- И.К.). Она часто уезжала на съемки, а отец был для меня как няня. Он тогда мало снимался, все время посвящал мне, и привязанность к отцу у меня была очень серьезная. Как часто бывает в актерских семьях, к сожалению, мои родители расстались. Я так тяжело переживала этот развод, что хотела даже уйти из жизни. А снова встретились мы с отцом только через пять лет, когда мне исполнилось тринадцать. Сергей Федорович собирался тогда снимать "Войну и мир" и предложил мне роль Наташи Ростовой. Но потом ее прекрасно сыграла Людмила Савельева. Мы чаще стали общаться с папой, когда я училась во ВГИКе.

МЫ С ОТЦОМ ОДНОГО ПОЛЯ ЯГОДЫ

-- Что вам сказал отец, когда впервые увидел "Солярис"?

-- На первом просмотре в зале рядом со мной справа сидел отец, а слева -- Донатас Банионис. И оба моих плеча были мокрыми от слез. Отец был просто дважды потрясен. Во-первых, он не очень верил, что я стану актрисой, а тут увидел меня в главной роли. Во-вторых, у него было эмоциональное потрясение от самого фильма Тарковского. А Донатас, сыгравший главную роль, тоже плакал. Он не очень доверял режиссеру и не верил, что фильм получится, потому что Тарковский мало репетировал и как-то странно себя вел во время съемок.

Отца после "Соляриса" очень увлек космос. И вообще, по мировоззрению он всегда был космист. Особенно его интересовали философские работы Циолковского. На похоронах Сергея Федоровича Никита Михалков рассказал мне и моему сводному брату Федору Бондарчуку весьма показательный эпизод. Пятнадцатилетний Никита пробовался на роль Пети Ростова в "Войне и мире" и жил некоторое время у Бондарчука. Однажды Сергей Федорович принес ему книгу Циолковского "Монизм вселенной" и серьезно стал с ним говорить о бессмертии атома по Циолковскому. Всю жизнь Бондарчука привлекали толстовские идеи, идеи разума Вселенной, он очень любил Рериха, бывал в нашем центре Рериха. Нам с отцом было интересно вместе, потому что мы оказались "одного поля
ягоды".

-- А как вы относитесь к высказыванию одного из ваших противников, что "учение Рерихов -- это сатанизм для интеллигенции"?

-- Это сказал диакон Кураев. Сегодня он подвизается на ниве православия, а раньше учился в Московском университете пропаганде атеизма. Тогда он очернял православие, а сегодня очерняет Рерихов. К сожалению, эти новоявленные диаконы не только сеют рознь, но и пытаются указывать нам этакой милицейской палочкой, что можно делать, а чего нельзя. Кураев считает, что Рерих якобы не чтит Иисуса, а текст "Живой этики" написан сатанинским языком. Я думаю, это у него хорошо оплачиваемый заказ. А я пришла к учению Рерихов, когда мне исполнилось тридцать. И с тех пор семнадцать лет иду по пути этого мировоззрения.

-- Почему именно в Киеве вы ведете цикл рериховских лекций?

-- Я сюда приезжаю восьмой год, потому что это родина моего отца. Я люблю Украину, люблю сам Киев и очень сдружилась именно с планетарием. Я вас поздравляю, во всем СНГ планетарий остался только один -- в Киеве. Наш Московский планетарий был подарен какой-то женщине к Восьмому марта, а в Санкт-Петербургском сделали ночной клуб.

ТАРКОВСКИЙ СКАЗАЛ МНЕ: "Я ВСЕМ ПРИНОШУ НЕСЧАСТЬЕ"

-- Философские картины Рериха, философское кино Тарковского как-то соединились в вашей жизни...

-- Сложнейшая роль в "Солярисе" принесла мне даже мировое признание. И, несмотря на то, что я сыграла ее в восемнадцать лет, была внутреннее готова к этой роли. Однажды я прочла Тарковскому фразу из Данте Алигьери: "И в том лесу, печальным сном одетом, средь ужасов обрел я благодать". Андрей очень удивился, а потом сказал: "Вот именно так мы и играем". Моя героиня Хари по сюжету фильма бессмертна. Я впоследствии нашла подтверждение этому образу у Рерихов: энергетика мысли неуничтожима. Все наши грехи и все содеянные блага остаются. И это есть в "Солярисе". "Солярис", как, впрочем, и все фильмы Тарковского, можно сегодня смотреть другими глазами и заново для себя открывать.

Однажды Андрей рассказал мне, что участвовал в спиритическом сеансе. Он вызвал дух Пастернака и спросил, сколько фильмов он снимет за свою жизнь. Дух ответил: семь. Так и произошло.

-- А после "Соляриса" он не приглашал вас сниматься?

-- Приглашал, но снять этот фильм так и не успел. Он собирался ставить "Идиота" по Достоевскому и предлагал мне роль Аглаи. Конечно, Тарковский поставил бы Достоевского потрясающе, я уверена в этом. Кроме "Идиота", он хотел еще снять "Подростка" с Колей Бурляевым. Но после отъезда из России все его планы переменились.

-- Правда ли, что Тарковский фатально влиял на судьбы актеров, которые у него снимались?

-- Было такое. Однажды он мне сказал: "Я всем приношу несчастье". Но я с этим не согласна. "Зона" в "Сталкере" -- это исполнение желаний, как хороших, так и плохих. Представьте себе, что вам нужно сосредоточиться и принять одно-единственное решение. И тогда исполнится ваше самое заветное желание, не сиюминутное (скажем, съесть банан), а сущностное. Пойдете вы в "зону"?

-- Да, я, пожалуй, пойду.

-- И они в "Сталкере" пошли. И у них исполнились сущностные желания. А актеры, которые там играли, рано ушли из жизни. Но я бы не стала связывать это с "зоной". Дело в том, что избранные люди почти всегда уходят раньше времени. "Наверх" забирают не худших, а лучших, опередивших свое время.

-- А как же выражение: "В России нужно жить долго"?

-- У каждого свое время. Кто проживает пятьдесят лет полноценно и полнокровно, тот проживает долгую жизнь. А если человек живет, как трава, хоть до девяноста лет, можно считать, что его жизнь была короткой. Вот у йогов очень интересное отношение к жизни и смерти. Я встречалась с ними в Индии, и они мне говорили: "А зачем жить в одной оболочке больше 60 лет? Можно от нее устать. Вы же одно платье не будете носить до дыр. Вот так и с физическим телом". Это говорил мне человек, который прекрасно выглядел, но ему не жаль было уйти из жизни, потому что он был уверен в своем следующем рождении.

ИГРОВОГО КИНО НЕ СУЩЕСТВУЕТ

-- Ваша увлеченность индийской философией, наверное, мешает вам вернуться в игровое кино...

-- А игрового кино сейчас не существует. То, что сейчас снимается, -- вроде бесконечных клипов, к игровому кино никакого отношения не имеет. Можно сниматься только разве что в каком-то сериале вроде "Клубнички". Или в передаче о том, как вкусно приготовить пирог. На это идут наши актеры, и слава Богу, что у них есть такая работа. Но для себя я считаю подобные предложения непристойными.

-- А театр, по-вашему, тоже не существует?

-- Почему же? У меня есть свой театр, уже лет десять. Дело в том, что после достаточно шумного успеха "Бемби" вокруг меня образовалась целая группа молодых людей, которые вместе со мной организовали объединение "Бемби". А потом возник и детский театр, где играют сами дети. Недавно мы были с гастролями у вас в Киеве. Я играла в "Снежной королеве" Атамамшу. Не атаманшу, а именно Атамамшу. Поскольку все "разбойники" -- дети от двух до пятнадцати лет.

-- А ваш сын, Ваня Бурляев, тоже играет в театре "Бемби"?

-- Нет, Ване уже 21 год, и он учится в Московской консерватории по классу фортепиано. Он очень увлечен Рахманиновым и уже сыграл несколько концертов с Государственным оркестром. Вообще, он у нас композитор с детства. Ваня написал музыку к моим спектаклям: "Снежной королеве" и "Красной шапочке". Он и к моим фильмам пишет музыку.

-- Чем занимается ваша младшая дочь?

-- Учится в экспериментальной школе академика Щетинина, которая называется "школой третьего тысячелетия". Я даже не могу сказать, в каком классе она учится, потому что там классов нет. Я беру ее в свои экспедиции, ведь побывать в рериховских местах -- это значит получить заряд жизненной энергии и приобщиться к Космосу.