1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №163 (418) за 03.09.99

О ЧЕМ УМАЛЧИВАЮТ РЕЙТИНГИ?

С приближением нового телевизионного сезона в ряде украинских СМИ появляются материалы, рассказывающие о работе одного из лидеров измерений телевизионных аудиторий (или попросту -- рейтингов) AGB Ukraine, с комментариями исполнительного директора компании Дмитрия Дутчина. Рассказывая о работе своей структуры, он "подзабыл" упомянуть о некоторых деталях.

Определение "смотрибельности" телеканалов проходит двумя способами: опросом общественного мнения (в Украине этим занимается компания Socis Gallup International) и с помощью специального прибора -- пипл-метра, установленного в 25 областных центрах Украины в семьях, представляющих полный социальный срез населения (это статистика компании AGB Ukraine).

Территория Украины имеет достаточно неровную картину расселения. Поэтому у данных AGB Ukraine наблюдается если не перекос, то однобокость уж точно. Размещенные только в областных центрах пипл-метры не могут отразить объективную картину. Подсчеты AGB Ukraine в областных центрах, где сегодня наивысшая плотность русскоязычного населения, не могут дать реальную картину популярности программ. Это скорее рейтинги популярности в русскоязычных зонах. И при такой географии опросов (например, сравните Харьков + Донецк, по количеству населения, и Ивано-Франковск + Тернополь). Преимущество русскоязычных программ РТР, НТВ, ОРТ и соответственно Интера, в рейтингах AGB Ukraine достаточно закономерно.

В Украине насчитывается около 80-ти городов с населением от 50 000 до 1 000 000, которые не являются областными центрами и пипл-метры в них не устанавливаются. Размещение этих приборов на Восточной Украине в маленьких городках с населением 50--100 тысяч, где преобладает украиноязычное население, существенно изменило бы показатели популярности в пользу украинских телевизионных каналов. Но увы... В итоге на лаврах почивают программы ОРТ.

По всем правилам социологии на такую страну, как наша, необходимо не менее 3000 пипл-метров. (Для примера: в Германии, где количество населения чуть больше нашего, установлено 10 000 приборов.) В Украине их чуть более шестисот.

Так что принимать данные компании AGB Ukraine нужно с очень большими оговорками. Только профессионалам под силу разобраться во всей казуистике подобных данных, уж не говоря о нескольких вариантах просчета полученных данных, когда проценты могут колебаться в пределах плюс-минус 10%.

Более достоверным определением популярности телеканалов можно считать рейтинги Socis Gallup International, математическая точность выборки которых составляет плюс-минус 2%. В отличие от электронного сбора информации Socis Gallup International свои опросы проводит методом, на первый взгляд, устаревшим -- анкетированием, с индивидуальным интервью. Кроме 25 областных центров компания опрашивает еще и в других 37 городах, и в 70-ти селах, представляющих всю социально-экономическую структуру, выдержанную в квотном методе отбора. При ознакомлении с выборкой респондентов эти данные заслуживают внимания и уважения, особенно в сравнении с данными AGB Ukraine.