1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №66 (321) за 09.04.99

КИЧ-ПРИВИВКА ДЛЯ МИЛЛИОНОВ

О киче в искусстве чаще всего рассуждают применительно к его "вещественным проявлениям. Однако именно на ТВ этот люминесцентный цветок расцветает буйным цветом, потому как и засеян на самой благодатной почве. Если проанализировать явление с точки зрения массовости, то основная масса народа получает КИЧ-прививку именно через телевидение.

Не так давно прийдя "по долгу службы" во Дворец "Украина" на концерт, я была буквально очарована массовым безумием: две тысячи человек благоговейно внимали "фанере", под которую вяло подтанцовывали московские поп-звезды. За это им дарили цветы и бурные аплодисменты, предварительно купив за немалые деньги билеты. Не будь телевидения, вряд ли возникла бы такая абсурдная ситуация.

На самом деле ничего ужасного в собственно киче нет. На нем, как уже было сказано, замешана вся мировая ТВ-культура: все эти телешоу, поп-фестивали, рекламные ролики, сам дизайн и многое другое сильно повлияли не только на способ общения с публикой, но и сформулировали стойкий рефлекс восприятия -- почище, чем у собаки Павлова.

Проблема заключается в другом. Существует собственно кич (как вид маскультуры) и треш ("культурный мусор"). Если, скажем, Андрей Данилко в "СВ-шоу" или Юлия Меньшова в "Я сама" работают в жанре кича, разработанном на концептуальном уровне, то юмористическая программа "Элка и кореша" или "Диалоги" Владимира Цендровского -- настоящий треш, потому что в данном случае подменяются понятия и символы. На последней программе стоит остановиться подробнее. В последнее время на НАРТе появилась еще одна передача с Цендровским, которая называется "Совершенно секретно". В сущности, это те же "диалоги", к которым подключен опрос случайных (?) респондентов на улице. В одной из последних "секретных" программ Владимир Андреевич беседует с народным депутатом и бизнесменом. Происходящее декларируется как телевизионная публицистика, однако развивается по настоящим "трешевым" законам. Депутат в жанре пародии на нового русского (напоминающей манеру известного персонажа из "О.С.П.-студии") оплакивает тяжелую судьбу народа, при этом горячо рубит ладонью воздух и говорит про то, что "заниматься бизнесом и оставаться честным в нашей стране нельзя", "Я против всяческих привилегий" и т.д. Иногда его высказывания приобретают опереточный оттенок: "Полная замена всех политиков в стране". На фоне безграмотной речи ( "лифтЫ", "работники с нормальными головАми") это производит сильное впечатление. Периодически возникает многозначительная отбивка "Совершенно секретно", но понять, что же секретного в разговоре депутата и ведущего -- невозможно. Через 15 минут в эфир пошла передача "Диалоги": еще одна беседа "о счастье народном" с депутатом-дамой. Обе программы, если не считать разных названий, ровным счетом ничем друг от друга не отличались и сильно смахивали на "а la мексиканский" сериал "Депутаты тоже плачут", снятый на местной почве. Вот вам яркий пример треша, основанного на подмене понятий.

Телевизионный кич принимает иногда парадоксальные формы. Как остроумно заметил Андрей Тараненко ("Парта", № 2, 1998), иногда "срабатывает принцип интеллектуального снобизма: кич, дескать, опиум для малокультурного плебса". Однако на противопоставлении себя пролетариям и государству интеллигенция создавала свой собственный кич -- подшивки репродукций из журнала "Огонек" и Клуб авторской песни. На украинском ТВ есть пример кича такого рода ("для интеллигентов") -- сошедшая недавно с экранов "Телемания" с Юрием Макаровым и "Империя кино": и Олесь Бузина, и Ольга Сумская -- фигуры, безусловно, кичевые, пользующиеся "кислотными мазками", сублимирующие свое участие в телепрограмме исключительно на себя.

Все большее влияние на ТВ оказывает гомосексуальная культура и индустрия порно. Недавно транслируемая энтевешная "Про это" имеет миллионы поклонников, а видео некоторых ежедневно демонстрируемых клипов имеет явные элементы "жесткой эротики".

Существуют на телевидении маргинальные пусть не по форме, но по сути виды треша. Как ни странно, один из самых ярких примеров -- "Поле чудес" -- программа, замешанная на безнравственной эксплуатации человеческих слабостей и глупости.

...Все сказанное -- достаточно поверхностно касается вершины айсберга огромной проблемы и требует дополнительных аргументов, что исключено в условиях газетного формата. Но внимательное рассмотрение этой проблемы на современном ТВ многое объясняет и опровергает утверждение, что кич появился на телевидении как результат работы советской идеологической машины. Кич как явление был всегда, но доминирует он в культурном пространстве, как правило, на сломе эпох и и процесса активной замены культурных фетишей.