1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №238 (241) за 11.12.98

НАЧАЛИ, КАК ХОТЕЛИ. ЗАКАНЧИВАЮТ, КАК МОГУТ

Законопроект о бюджете на 1999 год мог возбудить всю страну, уже потерявшую вкус к политике, поскольку имел теоретические шансы стать первым практическим планом государственного значения. Но финансовая игра главы бюджетного Комитета ВР Юлии Тимошенко с парламентскими лобби так и не вылилась в 10-секундное голосование электронной системы "Рада".

Бюджетный комитет упрямо хочет удовлетворить все политические партии и стоящие за ними группировки, желая их руками осуществить непопулярную меру по сокращению расходных статей. За счет запланированного привлечения в казну доходов теневого бизнеса наивные (значит открытые к конструктивным переговорам) парламентарии задумали разом сделать бюджет: "бездефицитным" (переводя на язык родных осин, таким, под который иностранцы опять дадут нам свои кредитные "тугрики"); "социально-ориентированным" (таким, при котором шахтерам и чернобыльцам было бы лень сидеть под парламентом); "сбалансированным" (ограничивающим возможности для воровства).

В итоге заинтересованные стороны увидели в этом соглашательстве Юлии Владимировны и К одно безобразие. Хоть в МВФ и сидят иностранцы доверчивые, но зато с высшим образованием. И как им объяснить бездефицитность "по-украински", заранее предполагающую(!) печатанье 1,5 миллиарда гривневых фантиков и внешний займ в 700 млн. баксов? Популистский парламент в силу отчаянной трусости перед обожаемым электоратом требует невозможного: депутаты через различные комитеты запросили "на мелкие расходы" в общей сложности около 189 млрд. грн. Это в 12,5 раза превышает действительные доходы страны в текущем году. Естественно, затянувшееся обсуждение законопроектов далеко от трезвого анализа, зато сопровождается стенаниями в прямом эфире о несчастном народе и грозными требованиями дать денег. Правда, что еще просить депутату? У них ведь там в политике тоже безработица, конкуренция, борьба видов...

Идея "сбалансированности" произвела на кланы, вкушающие от бюджетных благ, жуткое впечатление. Если, к примеру, оставлять часть собранных налогов сразу в областях, а не переводить их в центр и обратно, это ж какой убыток честным украинским бизнесменам? Хоть с шапкой по миру иди! Кстати, парламентарии вчера опять устроили бюджету "темную", по-всякому обсуждая его и с фракциями, и с членами Кабмина, и без оных, и наконец всей компанией. Между прочим, первый зампредседателя бюджетного Комитета Александр Кузнецов оптимистично смотрит на возможность скорого принятия финплана-99, поскольку "обе ветви власти пошли на определенные компромиссы и сбалансированный бюджет, если не с экономической, то с политической точки зрения".

Впрочем, нам с вами все эти игры уже неинтересны. Поскольку чуда не будет, нормально работать украинская финансовая система с 1 января 1999 года не начнет: времени для внедрения бюджета в жизнь в Минфине и в областях уже нет. "Чтобы бюджет действовал, его надо было принять как минимум в начале декабря, -- считает лидер зеленых Виталий Кононов. -- Полагаю, до Нового года он будет проголосован, но на практике реализация требует 2--3 месяцев работы соответствующих ведомств. Поэтому исполнительная власть в январе-феврале все равно станет расходовать народные деньги произвольно, в лучшем случае приблизительно, придерживаясь нормы трат в ежемесячном размере 1/12 от цифры годовых расходов бюджета-98. Вообще, с моей точки зрения, депутаты обсуждают бюджет упрощенно: кому и сколько дать, в каком "ракурсе". Бюджетный процесс всегда приятно начинать, но зато его очень трудно кончить".