1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газета Сегодня №228 (231) за 27.11.98

"МОЙ БРАТ ЗАХОТЕЛ ИГРАТЬ В КВН -- ТАК ПОЯВИЛИСЬ "ГУСАРЫ"

Делать зрелище -- работа нервная. Но Дмитрия Криворучко сей факт, судя по всему, не угнетает. Еще бы, похвастаться такой востребованностью может сегодня не каждый. Жизнь нашего героя -- сплошные разъезды: из родного Николаева -- в Киев, где он осуществляет проекты "Таврийских игр", потом -- в Москву, куда частенько зовут на разовые постановки. Отдохнул -- и в Сибирь, где у Дмитрия своя телеигра. При этом -- множество идей и проектов. А главное -- живые глаза и ненаигранный азарт.

Я НЕ СПРАШИВАЛ У МОСКВЫ, КАК Я ЕЙ НРАВЛЮСЬ

-- Дима, давно ли вы занимаетесь постановкой массовых праздников?

-- Поправлю сразу -- я не ставлю праздники, моя профессия называется шоу-конструктор, то бишь человек, придумывающий что-то новое. Когда я 22 года назад стал этим заниматься, такого еще никто не делал. А началось все в Сочи, на первом фестивале народных коллективов "Золотое руно". Фольклор в чистом виде никогда не был популярен, поэтому я объединил все в одну большую игру и за счет некой внутренней интриги получилось довольно интересно. Кстати, я первый придумал пивной чемпионат в нашей стране и провел его на Красной площади, на празднике 100-летия ГУМа. Там же, на аукционе, "ушел" полуторатонный торт (ГУМ в миниатюре) и, кроме того, была сдана в аренду секция ГУМа за 120 000 долларов. Тогда это вызывало шок.

-- А как вы, собственно, попали в Москву?

-- Это совершенно сумасшедшая история. Абсолютно случайно я поехал в Питер, на первый съезд режиссеров народных театров (у меня в 18 лет был свой театр). Там я познакомился с замечательным человеком, львовянином, -- сейчас он в США, -- который был вторым режиссером у Анатолия Силина (лауреата Государственной премии, постановщика Олимпиады-80, молодежных фестивалей и т.п.) Он порекомендовал меня Силину, в творческую лабораторию, и пригласил на первую пробу.

-- Как это выглядело на практике?

-- В этой стране достаточно много людей с мозгами, которые собирались в творческие лаборатории и генерировали идеи. Тогда для их осуществления были большие возможности. Так появилось шоу двойников, куда съезжались люди из всех тьмутараканей. Все было очень серьезно -- им оплачивали дорогу, приводили их в порядок (скажем, "Пьехой" была обычная киоскерша). В то время подобные шоу поддерживались государством. Не было такого напряга с рекламой на ТВ, ничто не стоило таких огромных денег, как сейчас.

-- Обычно новичков в Москве встречают настороженно. Как отнеслись к вам?

-- Я никогда не спрашивал у Москвы, как я ей нравлюсь. Просто приезжал и делал свое дело в определенном кругу людей. Для меня понятие "команда" равнозначно понятию "армия". Армии ведь все равно, где находиться, -- она высадится в Америке и там сможет действовать. Я был в шоке, когда люди разных возрастов и степеней заслуг говорили со мной на равных и мне, "зеленому", тут же дали фестиваль в сочинском Зимнем театре. Потихонечку, что называется, заматерел, поседел, но -- только так и учатся.

-- Вы с такой ностальгией говорите о былых временах. В чем основная трудность вашей работы в нынешних условиях?

-- Раньше, если тебе давали деньги, ты должен был их потратить. Сделал это с умом -- дадут и в следующий раз. Теперь надо экономить, потому что эта сумма -- твой заработок, и режиссер нынче должен быть хорошим финансистом. И если раньше конфликта "продюсер--режиссер" не существовало, то сейчас эти люди не договорятся никогда. Когда режиссеру нужно, чтобы упали и сгорели шесть вертолетов, продюсер говорит: обойдешься одним велосипедом и потом отчитаешься, почему он у тебя поломался... Приоритет творчества -- в прошлом. Как-то, еще в Сочи, узнав, что символ фирмы-спонсора -- яблоко, я наобум ляпнул: хорошо бы каждому зрителю на входе давать по яблоку. Через два часа приехала машина, груженная фруктами. Дичь какая-то! Сейчас мне пришлось бы долго объяснять, зачем эти яблоки и где их взять подешевле.

НА ПЕРВЫХ КРУИЗАХ КВНа МОЖНО БЫЛО ЧОКНУТЬСЯ!

-- Дима, известно, что вы принимали непосредственное участие в создании команды КВН "Эскадрон гусар". Расскажите об этом.

-- Начиналось все так. Мой брат Андрей очень хотел поступить в военное училище, хотя у нас в роду военных не было. И поступил во Львовское военно-политическое училище, где учились дети военной элиты. На втором курсе он вдруг заявил мне, что хочет играть в КВН. У меня были связи в Одессе, и потом, я хорошо знал, что такое армия (первый театр я создал именно там), знал, что брату нужно делать себе имя. Придумали образ -- "львовские гусары". Играли на уровне города и вскоре стали его чемпионами. Потом эти сумасшедшие мальчики поехали на фестиваль в Томск. Брат позвонил мне и сказал, что они понравились Маслякову и он взял их в сезон. В том составе играл москвич Валера Закутский ("Ржевский"), а Стасик Завьялов (маленький такой), Алик Тирва, Наташа Громушкина (актриса театра Моссовета) пришли намного позже.

-- Я так понимаю, что тексты "гусарам" писали вы?

-- Это невозможно. Надо знать КВН, чтобы понять, что самый профессиональный автор не может написать сценарий всей игры -- только отдельные шутки. И то команда потом должна это под себя "подмять", переработать, сделать связки. КВН -- это производство. Садятся все за стол и записывают каждую шутку или даже полушутку, мелькнувшую в разговоре. Скопилось их штук 20 -- все, это приветствие или "домашка". Это внешне все так весело, а на самом деле КВН -- нудный напряженный труд. И за два дня до игры все равно ничего не готово. И на всех репетициях, как зубная боль, сидит Масляков и ругается: "На черта вы мне все нужны!" Смотреть -- невозможно, все нудно и неинтересно... Но это затягивает и становится стилем жизни. На первых круизах КВНа можно было чокнуться! Представьте себе 300 человек, которые беспрерывно шутят, не слушая друг друга. Отдохнуть было просто невозможно...