1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №95 (350) за 26.05.99

ЛИЧНЫЙ ШОФЕР СТАЛИНА

МИХАИЛ

Вне всякого сомнения -- он был баловнем судьбы. С того самого дня, как родился -- 28 августа 1927 года в благословенном городе Одессе, в том самом доме, где когда-то жил великий Пушкин, в семье отставного старшего чиновника почтамта, а впоследствии старшего пожарного Оперного театра Василия Семеновича Ильченко и Эмилии Оттовны Розенталь, латышки по происхождению.

Нарекли младенца Михаилом. Мать старалась дать двум своим сыновьям приличное воспитание и образование, дополняя его личными занятиями с мальчиками немецким и английским языками , которыми владела в совершенстве. Это и сыграло в судьбах старшего -- Александра, будущего личного парламентера маршала Малиновского на переговорах с немцами, и младшего -- героя нашего рассказа Михаила, будущего личного шофера Василия Сталина, решающую роль.

В 44-м, когда в город вернулись советские войска, Михаил учился в 9-м классе. В это время в Одесский порт стали поступать по ленд-лизу американские "Студебеккеры", на которые потом устанавливали наши "Катюши". Миша подрабатывал грузчиком и, так как знал английский, легко разбирался в инструкциях по сборке автомобилей, приходивших от союзников в разобранном виде. Именно благодаря этому в будущем году, когда его, 17-летнего, призвали в армию, он сразу попал на Парад Победы, где, несмотря на непогоду, безупречно провел по Красной Площади собственноручно собранный "Студебеккер".

В награду за это генерал-майор автомобильных войск Страхов вручил Михаилу его фотографию из личного дела со словами: "Возьми, сынок, будет тебе память". И солдат был направлен в 26-й женский полк, механиком. В ту пору из-за нехватки мужчин девушки с Украины и Татарии на ленд-лизовских машинах перевозили сельскохозяйственные грузы. Но поставки запчастей и автомобилей постепенно сошли на нет, и в августе 46-го полк расформировали. Рядового Ильченко откомандировали в Военно-Воздушные Силы, на центральный аэродром им. Фрунзе в Москве, где он и возил до 1948 года на "Паккарде" командующего ВВС Московского военного округа генерал-лейтенанта Сбитова.

Машину "свою" Михаил любил, как живую. Шикарный автомобиль с кожаным салоном в его заботливых руках сверкал и работал безупречно, был оборудован всякими шоферскими штучками, без которых в экстремальной ситуации не обойтись.

Рядовой Ильченко прекрасно осознавал свое исключительное положение и ответственность -- ну, сколько их было, трофейных красавцев, на которых после войны ездили руководители страны?!. После Тегеранской конференции Рузвельт подарил Иосифу Виссарионовичу свой личный "Паккард", у Берии был "Мерседес", в общем, считанные единицы. В их число входил и автомобиль командующего ВВС Московского военного округа. Этот автопарк, несомненно, доставлял некоторые неудобства -- высокооктановый бензин приходилось доставлять аж из Уфы, но за скоростные качества иномарок, а они в то время достигали уже 200 км в час, водители прощали этим машинам все минусы.

Был и еще секрет у Мишиного "Паккарда". После войны мотоциклетные и автомобильные эскорты не сопровождали правительственные и начальственные выезды. Но как только регулировщик на перекрестке слышал спецсигнал, характерный лишь для такого рода машин, -- немедленно перекрывал все движение. Приятно было мчаться на большой скорости прямо по центру совершенно свободных столичных дорог.

Но вот, казалось бы, закончились для рядового Ильченко блаженные времена -- после перевода Сбитова со дня на день должны были назначить нового командующего, и водитель мысленно прощался со своей машиной, ожидая от судьбы самых непредвиденных поворотов. Они не заставили себя ждать...

ВАСИЛИЙ

Однажды зимой рядовой Ильченко получил задание: на грузовом автомобиле доставить в Горький бензиновую бочку. Выехал. Февральская стужа, гололед, темень. Вдруг возле Балашихи видит: в кювете буксует черная иномарка. В ту пору у водителей был неписаный закон -- мимо попавшего в беду никогда не проезжать, помогать, чем только можно. Остановился, вышел. Возле иномарки суетится старшина.

-- Браток, тебе помочь?

-- Чем ты мне можешь помочь? Проезжай.

-- Саша, а ты чего отказываешься? Вдруг получится, -- из оврага вышел человек лет 25 в черном кожаном реглане и фуражке с голубым околышем.

-- Нет, товарищ командующий. Он мне только машину порвет.

-- А ты все же попробуй. Пусть потянет.

Рядовой Ильченко из хозяйственных: все необходимое под рукой -- и резиновый коврик, и саперная лопатка. Малым газом своим "Студебеккером" вытянул легковушку из кювета.

-- Я новый командующий ВВС Московского военного округа Василий Сталин, -- представился человек в реглане. -- Вы, товарищ водитель, куда едете?

-- Рядовой Ильченко. Товарищ командующий, разрешите следовать далее в Горький по заданию, вот путевка.

-- Нет, в Горький вместо вас поедет старшина. А вы теперь работаете со мной. Я позвоню вашему начальству.

Для Михаила, как, впрочем, и для летчиков Московского округа, началась новая жизнь. С назначением Василия Сталина во всех подчиненных ему частях закипела созидательная работа -- благо, финансовые возможности у нового командующего были приоритетные.

В кратчайшие сроки восстановили аэродром, стали строить стадионы, засаживать окрестности плодовыми деревьями. Казалось, быт летчиков с каждым днем улучшался. Но Сталина волновали высокие показатели аварийности. После тщательной проверки выяснилось, что в этом отчасти виноваты жены, основательно подъедавшие офицерские пайки. А так как недоедание отрицательно сказывалось на боеготовности летных частей, Сталин распорядился перед вылетом кормить летчиков в столовых. Кстати, это правило действует до сих пор. Кроме того, Василий Сталин требовал, чтобы перед тем, как явиться в штаб ВВС, летчики стриглись, чистили обувь до блеска, гладили обмундирование, и только после такой подготовки -- с иголочки, как и подобает советским офицерам -- являлись в Москву для доклада. Кроме всего прочего, ежегодно проводилась диспансеризация в госпитале имени Бурденко.

За все это Василия Сталина в народе любили, называли "душа-человек" и прощали ему слабости, которых у сына вождя народов по праву рождения было немало. Одна из них -- страсть к спортивным достижениям. В этой сфере Московский военный округ обязан был быть первым во всем. В короткие сроки сформировали волейбольную сборную. После того, как Василия Сталина избрали председателем Федерации конного спорта, для команды высшей верховой езды были куплены несколько чистопородных лошадей по баснословным для того времени ценам -- по 70 тысяч рублей каждую (для сравнения: автомобиль "Победа" стоил 16 тыс. руб.). Не поскупились и на строительство конюшни с горячей водой.

Горячо увлекался командующий и мотоспортом. Для команды ВВС округа приобрели новые гоночные экспериментальные мотоциклы по 35 тыс. рублей за штуку и сразу сотню мотогонщиков экипировали в кожаные черные куртки и шлемы с желтыми полосами, за что они получили на соревнованиях прозвище "колорадские жуки".

Но ничто не вызывало у москвичей такого восторга, как авиационные парады в Тушино. Это зрелище было настоящей гордостью обоих Сталиных. К нему задолго до августа готовились и зрители, и участники. Москвичи приходили сюда в белоснежных нарядах, как того требовали неписаные правила именно этого выхода в свет, летчики демонстрировали свое мастерство в воздухе. Василий Сталин лично руководил с земли каждым движением самолета: благо, с 1949 года его автомобиль был оснащен радиопередатчиком типа "Памир" -- непосредственной и наземной, и воздушной связью.

Но больше всех в преддверии августовских полетов нервничали метеорологи. И было из-за чего. Однажды, когда по их прогнозу предполагалась теплая солнечная погода, в полдень грянул ливень и поднялся такой силы ураган, что отнес приземлявшихся десантников в озеро. Праздничная одежда зрителей в момент стала мокрой, а генералиссимус пришел в бешенство и требовал наказать виновников.

Конечно же, благодаря стараниям и заботам Василия Сталина, Московский военный округ выгодно отличался от других. В связи с этим Министр обороны Булганин намекнул Иосифу Виссарионовичу на то, что за особые заслуги пора бы присвоить командующему очередное воинское звание -- генерал-лейтенант. Но Сталин, без личного согласия которого не присваивалось ни одно воинское звание, отвечал на эти ходатайства так: мол, молод еще. "Смилостивился" генералиссимус только 21 декабря 1949 года по случаю своего 70-летнего юбилея.

В быту молодой генерал особым аскетизмом не отличался. Жил в реквизированном у бывшего начальника охраны И. Сталина особняке на Гоголевском бульваре, 7, для отделки интерьера которого сразу после вселения вызвал специалистов из Сочи. Дача его была недалеко от отцовской -- в Кунцево. Там он завел ланей, енотов, гусей. Живность доставили из государственного заповедника в Переяславль- Залесском. В дачном озерце развели уникальную рыбу. Когда-то из своей поездки по Голландии Петр I привез мальков царской сельди. Она прижилась в российских водоемах, в том числе и в Подмосковье. Теперь ее подавали на кремлевских банкетах.

На охоту командующий с друзьями выезжал в специально оборудованном "Студебеккере", где было все необходимое -- столовая, буфет, столик с пуфиками, печка. Питание для такого рода выездов личный водитель командующего получал с "черного" хода Елисеевского магазина в заранее расфасованном и аккуратно упакованном виде. Виски и бренди советское командование не уважало -- генералы употребляли родную русскую водку, запивая ее исключительно "Нарзаном", что не давало сильно пьянеть.

На работе Василий Сталин расслабляться себе не позволял и был очень строг в этом отношении к своим подчиненным.

КАПИТАЛИНА

К тридцати годам у Сталина-младшего появилась уже третья по счету жена -- Капиталина Георгиевна Васильева, 18-кратная чемпионка СССР по плаванию, женщина необыкновенно интересная, чрезвычайно волевая и, несомненно, достойная хотя бы потому, что была безоговорочно принята в семью (в отличие от первых двух жен) самим Иосифом Виссарионовичем. По свидетельству личного шофера -- Михаила Ильченко, это была единственная женщина, которую действительно любил и к чьим советам прислушивался Василий. В "приданое" невеста принесла командующему 40 тысяч честно заработанных спортивными трудами советских рублей (у него лично таких денег при всей его генеральской зарплате не было) и девочку от первого брака, которую он не замедлил удочерить. В подарок от отца молодые получили 10 тысяч рублей, на которые Капиталина купила мужу его единственный за все это время гражданский костюм и туфли. Увы, их семейное счастье было недолгим.

Все рухнуло в одночасье. После смерти отца Василий с горя запил, стал обвинять в смерти "вождя народа" врачей, оговаривать руководство страны. Впрочем, и его самого обвинили в миллионных растратах и хищениях на посту командующего и быстренько упекли в тюрьму. Причем спецслужбы "замели следы" так тщательно, что ни жена, ни сестра Светлана Аллилуева, оббивавшие властные пороги, ни ставший впоследствии руководителем страны Никита Хрущев не могли его найти. Изгнанник же находился под боком -- во Владимирской тюрьме под фамилией жены -- как Василий Владимирович Васильев.

О том, что Васильев -- это Сталин, не знал даже начальник мрачного заведения. В конце концов, по личному распоряжению нового хозяина Кремля, узника все-таки нашли и освободили. Неизвестно, как бы обернулось дело, если бы не упорные хлопоты жены и не то обстоятельство, что Василий был однополчанином и другом погибшего в 1942 году сына Хрущева Владимира.

По свидетельствам очевидцев, сцена примирения была трогательной. Сталин-младший якобы на коленях просил прощения у Никиты Сергеевича в кабинете. На что последний сказал: "Встань, сынок, я тебе все прощаю" и вскоре вернул ему генеральское звание, все награды, определил пенсию и предоставил трехкомнатную квартиру.

Но Василий продолжал пить, превратившись в настоящего алкоголика, и однажды в пьяном виде задавил человека. Хрущев был возмущен, но все же, не предавая случившееся огласке, по личной просьбе виновника происшествия отправил его на жительство в Казань. Там Василий Иосифович Сталин и умер в 1963 году. Капиталина и по сей день коротает свой век в однокомнатной московской квартирке, всеми забытая и почти слепая.

Михаил Васильевич Ильченко искренне ей благодарен. Ведь именно она устроила его личное счастье. В 1951 году Михаил получил из дома письмо с сообщением о том, что его невеста собирается замуж за другого. Командующий в это время был на отдыхе в Сочи. Похлопотала за шофера своего мужа Капиталина Георгиевна: позвонила кому следует, и Ильченко демобилизовали. Со своей супругой Михаил Васильевич прожил 44 счастливых года. Ну, кто скажет, что он не баловень судьбы?